Система нормативных документов в строительстве

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

СП 35-117-2006

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва

2006

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) и ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское объединение -Центр» (АПИОЦентр)

2 ВНЕСЕН Департаментом по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации

3 УТВЕРЖДЕН приказами генерального директора «АПИО-Центр» от 16 ноября 2004 г. № 5 и директора ФГУП «Институт общественных зданий» от 16 марта 2006 г.

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства и жилищнокоммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. № 3447-СК/07

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Содержание

Введение 1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Общие положения 4 Планировка участка 5 Объемно-планировочные решения 6 Инженерное оборудование Иллюстрации Приложение А Термины и определения Приложение Б (Справочное) Возрастные группы детей-инвалидов в доме

интернате Приложение В (рекомендуемое) Площади земельных участков Приложение Г (рекомендуемое) Состав и площади помещений домов интернатов для детей-инвалидов

Введение

Настоящий Свод правил выполнен по государственному контракту № 1110-14/ 02 от 24 ноября 2002 г. с Госстроем России.

Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» отражает общественные преобразования в нашей стране и направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий для реализации психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Социальные учреждения для детей-инвалидов, в числе которых дома-интернаты для детей-инвалидов, нуждаются в совершенствовании нормативной документации.

В данном Своде правил содержатся требования к однопрофильным и многопрофильным домам-интернатам для детей-инвалидов со специализированными отделениями и единым на здание блоком общественных помещений (медицинских, административных, бытовых, столовой).

Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по решению домовинтернатов для детей-инвалидов, являются законодательные и нормативные документы, в числе которых:

Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.97 г. № 1207);

Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. № 251/125 «О мерах по улучшению общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»;

Федеральный Закон № 32. Собрание законодательства Российской Федерации 1995 г., ст. 31 98 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

«Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками». Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. № 122;

Постановление об утверждении «Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"» Минтруда и социального развития РФ № 54 от 8 августа 2002 г.

Кроме перечисленных законодательных документов учтен комплекс отраслевых нормативных документов № 35, касающихся проектирования и строительства для маломобильного населения и инвалидов.

В работе частично использованы следующие материалы:

-МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты для детей-инвалидов»

-ВСН 62-91* /Госкомархитектура «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения». Разделы 1 и 2, 1994.

-Рекомендации по проектированию домов-интернатов для умственно отсталых детей. М., 1980.

В документе также учтены работы специалистов: канд. архит. Смывиной Л.А. (ФГУП «ИОЗ»); канд. архит. Тюричевой М.Н. (АПИО-Центр); канд. архит. Щетининой Н.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий); канд. архит. Цытовича Г.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий).

Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:

научный руководитель - канд. архит. Л.А. Смывина (ФГУП «ИОЗ»);

ответственные исполнители: канд. архит. Т.А. Исаева (ФГУП «ИОЗ») и д-р мед. наук, профессор Н.Ф. Дементьева (ФЦЭРИ), при участии: инж. Л.В. Сигачевой, инж. Н.И. Чернозубовой (ФГУП «ИОЗ»), компьютерная графика: канд. техн. наук. В.Ф. Кротюка, инж. И.Р. Домрачевой (ФГУП «ИОЗ»).

Научный редактор нормативного документа -канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП «ИОЗ»).

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Boarding schools (institutions) for disabled children

1 Область применения

1.1 Положения Свода правил (далее -СП) распространяются на здания домовинтернатов (далее -учреждения) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками и умственно отсталых с различной степенью инвалидности. Определения учреждений даны в приложении А.

1.2 Требования Свода правил следует учитывать при проектировании новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при решении функциональных зон помещений домов-интернатов различного назначения, при экспертизе проектов.

Настоящий СП предназначен также для применения органами архитектуры и градостроительства, социальной защиты населения, общественными организациями и фондами - собственниками объектов.

В случае реконструкции зданий для домов-интернатов следует учитывать кроме требований настоящего СП также требования нормативного документа по реконструкции СП 35-114.

2 Нормативные ссылки

В настоящем Своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»

СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»

СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»

СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»

СНиП 2.04.01-85*«Внутренний водопровод и канализация зданий»

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»

ГОСТ 11015-93 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры»

ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры»

СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»

СП 35-114-2003 «Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей»

ПУЭ «Правила устройства электроустановок»

ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»

НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»

НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»

СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»

СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

ВСН 281-75 «Указание по проектированию систем автоматизации технологических процессов»

3 Общие положения

3.1 Здания учреждений домов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различных возрастных групп детей:

-с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет в соответствии с таблицей Б.1 приложения Б;

-умственно отсталых в возрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей Б.2 приложения Б.

3.2 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений -жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских; культурно-массовых и досугового назначения, создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием.

Структура учреждений и взаимосвязь помещений приведены на рисунке 1 , состав и площади помещений приведены в таблицах Г.1 - Г.7 приложения Г.

В учреждениях для детей-инвалидов могут быть запроектированы «дневные отделения» для круглосуточного пребывания детей на пять дней в неделю (при согласовании с органами социальной защиты с учетом устава учреждения).

3.3 Вместимость учреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100 - 200 мест в соответствии с таблицами В.1 и В. 2 приложения В.

3.4 При проектировании домов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования строительных норм и правил применительно к зданиям общественного назначения согласно СНиП 2.08.02 и СНиП 35-01, а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству и организации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278, СанПиН 2.4.1.1249.

3.5 В домах-интернатах для детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствии с требованиями СНиП 21-01. По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф.1.1. согласно СНиП 21-01, п. 5.21*.

3.6 Оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется 1-2 этажа.

При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и кроватными. Количество лифтов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.

В интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1:12 согласно СНиП 2.08.02, п. 1.94.

3.7 В зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам:

-лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа;

-дети до 6 лет - не выше второго этажа.

В учреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетное число колясочников в отделении следует принимать 20 - 30 % вместимости отделения. В отделении для умственно отсталых детей, передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2-3 % вместимости отделения. Общее количество колясочников следует уточнять при составлении задания на проектирование.

3.8 Жилая площадь в домах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 м2/место для дошкольных групп и 6 м2/место для остальных групп согласно таблицам Г.1 и Г.2 приложения Г.

3.9 Высоту помещений учреждения для детей-инвалидов следует принимать согласно СНиП 31-01 (высота жилых помещений от пола до потолка не менее 2,5 м. Для климатических районов 1А, 1Б, 1Г, 1Д, IIА -не менее 2,7 м), высоту общественных помещений, кроме помещений столовой, допускается принимать равной высоте жилых помещений. Высоту помещения столовой следует принимать не менее 3 м согласно СНиП 2.08.02.

3.10 Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта следует принимать с учетом требований СанПиН 2.4.1.1249, СНиП 23-05 и таблицы 1.

Таблица 1-Ориентация помещений 3.11 Необходимость мероприятий по решению учреждений гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

Требования к интерьеру и размерам внутреннего пространства

3.12 Организация внутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов, проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметров комфортного проживания в соответствии с таблицами Б.1 - Б.2 ; В.1 - В.2 ; Г.1 - Г.8 приложений Б - Г, рисунком 2 .

3.13 Оборудование помещений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с антропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различные нарушения физического и умственного развития, в соответствии с рисунком 2 . Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушением зрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанных на здоровых детей, в этом случае площадь тела в плане равна 0,1 м2 (в летней одежде).

Для слепых детей (с остротой зрения 0 -0,05), которые используют ориентировочную трость для передвижения в окружающем пространстве, среднюю площадь тела в плане следует принимать 0,4 м2.

Для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, аномальных детей площадь тела ребенка, занимаемая в плане, составляет:

-без использования дополнительных опор - 0,25 м2;

-с одной дополнительной опорой - 0,2 м2;

-с двумя дополнительными опорами -0,3 м2 (по данным д-ра архит., проф. В.К. Степанова).

На основе антропологических и эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать не менее, м2:

-спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками - 4,0; для слепых (с остротой зрения 0 - 0,05) - 4,5;

-спальные комнаты для детей-инвалидов лежачих - 6,0;

-комнаты дневного пребывания - 3;

-классные комнаты в жилых ячейках - 2,5.

3.14 В составе жилой ячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следует предусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на 1 воспитанника не менее 1,5 м2/место, а для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и церебральных параличей -не менее 1,8 м2/ место.

3.15 При проектировании помещений рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными на рисунках 3 - 11 .

4 Планировка участка

4.1 Дома-интернаты для детей-инвалидов следует размещать на обособленных участках в озелененных районах селитебной территории, вблизи подъездных дорог, действующих инженерных коммуникаций в пределах радиуса обслуживания пожарного депо, на расстоянии не менее 3000 м от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы.

4.2 Площадь земельного участка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицами В.1 - В.2 приложения В.

При строительстве нового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с затесненной застройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на 20 %.

4.3 На участке следует разграничивать его территорию для площадок групп детей с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых с учетом использования различными группами соответствующих функциональных зон организованных площадок на одну группу или общую на 2-3 группы:

-учебно-производственной зоны (садово-ягодные участки);

-зоны отдыха (площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками и столами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр);

-хозяйственной зоны (гараж, овощехранилище, котельная, мусоросборник, склад).

Площадь участка и состав площадок для различных групп следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В и СНиП 2.07.01 (таблица 7).

4.4 На территории участка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездов должен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматривать стоянку легковых машин на 3 -5 машин (25 м2 на место).

4.5 Озеленение участка следует принимать не менее 40 % площади участка.

4.6 Участок здания учреждения для детей-инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м с запирающимися калиткой и воротами.

4.7 Здания домов-интернатов следует размещать в пределах радиуса обслуживания пожарного депо.

4.8 При проектировании протяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проезды шириной в свету не менее 4,25 м.

Степень огнестойкости домов-интернатов для детей-инвалидов должна быть не ниже II степени огнестойкости.

5 Объемно-планировочные решения

5.1 Учреждения для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, а также учреждения для детей умственно отсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещений медицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектировании рекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильных) с интеграцией жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения и с учетом СП 35-101, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. Схема планировки здания для детей-инвалидов представлена на рисунках 3 - 5 . Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами Г.3 - Г.7 приложения Г.

5.2 В состав домов-интернатов для детей-инвалидов входят следующие основные группы помещений:

-приемно-карантинное отделение;

-жилые отделения для умственно отсталых детей;

-жилые отделения для детей с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки;

-общественные помещения:

-учебно-производственные;

-зальные;

-медицинские и сенсорные;

-служебно-бытовые;

-пищеблок;

-культурно-массовые и досуговые помещения;

-помещения проживания персонала (при загородном размещении домаинтерната для детей-инвалидов).

5.3 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило, функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допускаются некоторые группы помещений, кроме жилых, предусматривать проходными.

Функционально-планировочную организацию домов-интернатов для детейинвалидов желательно проектировать с обособленными жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блоком общественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами, как показано на рисунке 5 .

Приемно-карантинное отделение с изолятором

5.4 Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельным выходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь с карантинным отделением.

Площадь на одно приемно-смотровое место представлена в таблице 2.

Таблица 2 -Приемное отделение

В карантинном отделении количество мест ориентировочно принимается 3 % общего числа детей-инвалидов в доме-интернате.

5.5 Окна в карантинном отделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконника проектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотреть фрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следует принимать от уровня пола 2,0 - 2,2 м.

Жилые ячейки

5.6 Жилые ячейки для детей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности в соответствии с таблицей Г.1 приложения Г и рисунком 6 :

-
для дошкольников - тип 1а;
-
для подростков и старшеклассников - тип 1б;
-
для лежачих, обездвиженных детей - тип 1в.

5.7 Жилую ячейку тип 1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3-7 лет. Жилая ячейка должна включать жилые комнаты на 4 -6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную, комнату воспитателя и санитарногигиенические помещения в соответствии с рисунками 5 и 7 .

5.8 Жилую ячейку тип 1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста, подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6-7 лет и группы детей профессионального обучения 8-16 лет.

В жилой ячейке должны быть жилые комнаты на 2-3-4 человека, которые представлены на рисунках 6 и 8 .

В составе жилой ячейки 1б следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г.

Помещения жилой ячейки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида в кресле-коляске к любой точке помещения, зону размещения кресла-коляски следует принимать шириной - 0,9 м и длиной - 1,5 м.

5.9 Жилая ячейка тип 1в предусматривается для лежачих детей, имеющих физические недостатки, не способных к передвижению, физически обездвиженных. Жилые комнаты следует рассчитывать на возрастные группы от 3 до 7 лет и от 8 до 16 лет. Вместимость жилых комнат следует проектировать на 6 - 8 человек.

Для удобства наблюдения за проживающими в жилых ячейках типа 1в шлюзпередняя не предусматривается. В ванной комнате следует предусмотреть зону для мытья клеенок. Состав и площади помещений жилой ячейки 1в представлены в таблице Г.1 приложения Г и на рисунке 10 .

5.10 Жилые ячейки для умственно отсталых детей следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности по таблице Г.2 приложения Г и рисунку 9 :

-
для младшей группы - тип 2а;
-
для средней и старших групп - тип 2б;
-
для лежачих детей-инвалидов - тип 2в.

5.11 Жилую ячейку тип 2а следует предусматривать для детей младших групп в возрасте 4-8 лет с нарушенным интеллектом. В жилых ячейках тип 2а следует предусматривать: комнату воспитателя, игровую-столовую, жилые комнаты на 4 6 чел. Схема планировки жилой ячейки 2а представлена на рисунках 7 , 10 . Состав и площади помещений жилой ячейки 2а представлены в таблице Г.2 приложения Г.

5.12 Жилая ячейка тип 2б рассчитывается для детей в возрасте 8-12 лет и 12-18 лет, свободно или с трудом передвигающихся, способных к обучению. Жилые комнаты принимаются вместимостью на 2 -3 -4 чел. Схема планировки жилой ячейки представлена на рисунках 8 и 9 . Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2б принимаются согласно таблице Г.2 приложения Г.

5.13 В составе помещений жилой ячейки типа 2б для умственно отсталых детей 8-12 лет следует предусматривать учебные помещения (классы) исходя из подготовительной работы с ребенком по овладению им трудовыми навыками для дальнейшего обучения в учебно-производственных мастерских.

5.14 Жилую ячейку тип 2в следует предусматривать для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к передвижению, обездвиженных, лежачих. Она состоит из жилых комнат на 6-8 чел., при которых размещаются ванна с зоной для мытья клеенок, буфетная и кладовые для уборочного инвентаря и хозяйственные встроенные шкафы. В жилой ячейке типа 2в возможно размещение двух спален, вариант такого решения представлен на рисунках 9 и 10 .

Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2в представлены в таблице Г.2 приложения Г.

5.15 Раздевальные помещения для жилых ячеек типов 2а и 2б следует оборудовать встроенными шкафами с подсушкой одежды и обуви.

В спальных помещениях жилых ячеек следует предусматривать встроенные шкафы для хранения запаса чистого белья и спальных принадлежностей (0,15 м2/чел.). Схемы решения жилых ячеек типа 2 представлены на рисунке 9 .

5.16 На каждые две жилые ячейки обучаемых детей-инвалидов рекомендуется устраивать одну неотапливаемую веранду площадью 1 м2/чел.

Учебные помещения

5.17 Для занятий обучаемых умственно отсталых детей, подготовительных групп трудового обучения (для среднего и старшего возраста детей) могут использоваться также комнаты трудотерапии, планировочная схема которых представлена на рисунке 11 .

5.18 Учебная группа помещений для 1-го класса состоит из помещений для индивидуальных занятий и комнаты для игр, выполняющей функцию рекреационного помещения для отдыха во время занятий. Площади помещений приведены в таблицах Г.1 и Г.2 приложения Г.

5.19 Учебная группа помещений для воспитанников II-IV классов состоит из классных комнат, мастерских для трудового обучения, рекреаций и санитарных узлов, площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г.

5.20 Учебная группа помещений для средних и старших классов состоит из учебных классов, кабинетов лабораторий, лаборантских при них, рекреационных помещений и санитарных узлов.

Учебные кабинеты и лаборатории для средних и старших классов могут быть использованы для кружковых и индивидуальных занятий в неурочное время.

5.21 Лаборантские предусматриваются при каждом кабинете, а при лабораториях -по каждому предмету (химии, физике, биологии). Лаборантские являются местом для размещения отраслевой библиотеки, информационнопленочных материалов, частичного хранения средств обучения, наглядных пособий. Состав помещений учебной и профессиональной подготовки для детей с сохранным интеллектом представлен в таблице Г.3 приложения Г.

5.22 Рекреационные помещения проектируются из расчета не менее 1 м2 на одного учащегося с учетом их универсального использования для занятий кружков, секций, игр (в том числе настольного тенниса).

5.23 Площадь класса принимается из расчета 2 м2 на человека. Классы оборудуются одноместными столами для детей, доской школьного типа, однотумбовым столом для воспитателя, шкафами для хранения наглядных пособий и тетрадей.

5.24 В классах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание, которое допускается осуществлять через рекреационное помещение или коридор.

Площадь застекленной поверхности окон в классах составляет 1/5 -1/6 площади пола; 50 % окон следует устраивать с фрамугами или форточками. На столы обучающихся детей свет должен падать слева.

5.25 Учебные кабинеты для детей средней имбецильности (ручного труда, домоводства, агротехники и т.п.) должны состоять из двух помещений: собственно помещения для занятий и комнаты для хранения инструмента и запасного материала.

Учебно-производственные мастерские

5.26 Для производственной практики обучающихся предусматриваются учебнопроизводственные мастерские (УПМ). Учебно-производственные мастерские следует проектировать раздельно для детей-инвалидов с сохранным интеллектом в возрасте 8-16 лет и для умственно отсталых детей в возрасте 12-18 лет. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.3 приложения Г.

5.27 Для детей с сохранным интеллектом учебно-производственные мастерские (далее -УПМ) профессиональной подготовки включают учебные классы, учебные кабинеты, мастерские. Взаимосвязь учебно-производственных помещений профессиональной подготовки должна осуществляться через коридоры и рекреации при обеспечении изолированности всех учебных кабинетов и мастерских.

Площадь учебных помещений рассчитывается для воспитанников I-IV классов 1,7 м2/место; V-IX (или V - XI) классов - 2,2 м2/место.

5.28 Для самостоятельно передвигающихся умственно отсталых детей помещения УПМ принимаются из расчета от 3 до 8 м2/место.

5.29 Высоту помещений для учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4,2 м.

5.30 При УПМ на каждую мастерскую площадью 90 м2 предусматриваются: комната организатора работ (8 м2), склады заготовок (12 м2); складские помещения должны быть связаны с мастерскими.

5.31 Учебно-производственные мастерские детского дома-интерната для обучаемых умственно отсталых детей состоят из классов, кабинета домоводства, производственных мастерских, кабинета заведующего учебной частью, методического кабинета в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г.

5.32 В домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей старшей группы в целях осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии необходимо создание лечебно-трудовых мастерских (далее -ЛТМ), таблица Г.3 , п. 31 приложения Г.

Для детей-инвалидов 16-18 лет следует проектировать ЛТМ, предусматривающие профессии почтальона -оператора электронной почты, переплетчика и др. Выбор профиля мастерских уточняется заданием на проектирование в зависимости от контингента детей, а также конкретных условий и возможностей места строительства.

5.33 Площадь помещений мастерских определяется из условий размещения станочного оборудования, стола инструктора и рабочих мест обучаемых. При этом следует учитывать, что расстояние между рядами (проход вдоль мастерской) должно быть не менее 90 см.

5.34 В мастерских для детей-инвалидов ширина основного прохода-1,5 м, расстояние между столами в ряду, предназначенными для детей-инвалидов, должно быть не менее 1,5 м в соответствии с рисунком 11 .

5.35 Лечебно-трудовые мастерские следует предусматривать для детейинвалидов старших групп -воспитанников с сохранным интеллектом и нарушенным интеллектом, способных к частичному самообслуживанию. Вместимость и профиль лечебно-трудовых мастерских следует определять заданием на проектирование и в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г.

Медицинские помещения

5.36 Медицинские помещения предназначаются для лечебных и коррекционнооздорови-тельных мероприятий. Их следует проектировать общими на весь доминтернат для детей-инвалидов.

Общие на здание медицинские помещения домов-интернатов для детейинвалидов состоят из кабинетов врачей, врачей-консультантов, кабинета медсестры, физиотерапевтического кабинета, общеклинической лаборатории, аптеки, кабинета ЛФК, сенсорной и позиционирующей комнат. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.4 приложения Г.

При планировке лечебных помещений следует учитывать, что умственно отсталые дети на процедуры приходят группами до 15 чел. в сопровождении персонала, процедуры происходят в открытых просматриваемых помещениях, залах. Применение закрытых кабин запрещается.

Служебно-бытовые помещения

5.37 В состав служебно-бытовых помещений входят следующие помещения: вестибюль 0,5 м2/ место с гардеробом и санузлом, комната для посетителей, помещение инженерно-технического персонала, комната отдыха персонала, кабинет директора, заместителя директора по хозяйственной части, бытовые помещения персонала с комнатой отдыха, кладовые сезонной одежды и обуви, мебели и инвентаря, комната бухгалтерии, архив, парикмахерская, мастерская текущего ремонта оборудования и инвентаря (36 м2), хозяйственный склад (36 м2), радиоузел, АТС, прачечная-постирочная с группой помещений, площади которых следует принимать по таблице Г.5 приложения Г.

5.38 Прачечную-постирочную следует проектировать из расчета ее работы в две смены производительностью 1 кг белья в сутки на одно место для отделений детей, имеющих отклонение в развитии (с сохранным интеллектом и умственно отсталых); 2 кг белья в сутки на одно место для лежачих детей, имеющих отклонение в развитии.

5.39 В состав прачечной-постирочной входят: помещение для сортировки грязного белья с постирочной, дезинфицирующее отделение, помещение для хранения дезинфекционных средств и приготовления растворов, центральная бельевая; комната для хранения одежды, предназначенной на списание, помещения для персонала в соответствии с таблицей Г.5 приложения Г.

Помещения общественного питания

5.40 В домах-интернатах для детей-инвалидов предусматриваются помещения питания:

-буфетная с мойкой на жилую ячейку, в которую из производственных помещений кухни-столовой для категории детей, передвигающихся с трудом, лежачих питание доставляется в бочках и термосах в помещение буфетной жилой ячейки. Питание происходит в жилой комнате. В жилых ячейках для обездвиженных детей помимо буфетных проектируются шкафы для хозяйственных принадлежностей и место для тары, площадь которых следует принимать в соответствии с таблицами Г.1 и Г.2 приложения Г;

-столовая с обеденным залом (пищеблок), рассчитанная в целом на учреждение. Столовая работает на сырье. Обеденный зал проектируется на детей самостоятельно передвигающихся. Состав и площади столовой и обеденного зала следует принимать в соответствии с таблицей Г.6 приложения Г, справочным пособием к СниП «Проектирование общественного питания» и СанПиН 2.4.1201.

5.41 Площадь обеденного зала столовой следует принимать для детей-инвалидов младших групп 1,4 м2/место, для детей-инвалидов средних и старших групп -2,4 м2/место. При количестве более 150 мест следует предусматривать несколько залов (два-три). Рядом с обеденным залом для персонала рекомендуется предусматривать обеденный зал площадью не менее 14-16 м2.

Зальные помещения

5.42 Зальные помещения следует предусматривать для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых обучаемых детей-инвалидов. Зальные помещения включают спортивный и актовый залы, фойе. Состав и площади зальных помещений представлены в таблице Г.7 приложения Г.

5.43 Площадь актового зала проектируется из расчета размещения в нем 75 % воспитанников при 0,8 м2 площади на одно место в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.

Помещения культурно-массового и досугового назначения

5.44 Состав и площади помещений культурно-массового назначения рекомендуется проектировать в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.

5.45 Для детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении координации движения, проектируется зал ритмики (занятия под музыку) площадью из расчета 5 м2 на воспитанника.

5.46 Площади кинопроекционной радиоузла следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02.

5.47 В доме-интернате для детей-инвалидов рекомендуется проектировать библиотеку, включающую читальный зал, -2,5 м2/место, книгохранилище площадью не менее 18 м2 и информационно-справочную комнату площадью не менее 12 м2. Количество мест в читальном зале рекомендуется принимать 10 % вместимости дома-интерната.

6 Инженерное оборудование

Водоснабжение и канализация

6.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01 и СНиП

2.08.02.

6.2 На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии.

Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудован распылителем.

6.3 В кранах умывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С.

6.4 Нагревательные приборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения, обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобства чистки приборов.

6.5 В районах без централизованных инженерных сетей допускается в однодвухэтажных зданиях домов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные (люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой части здания в соответствии со СНиП 2.08.02, п. 3.51.

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

6.6 В домах-интернатах следует предусматривать отопление, вентиляцию с естественным побуждением согласно СНиП 41-01.

Расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать с учетом данных таблицы Г.8 приложения Г.

Необходимость устройства кондиционирования воздуха устанавливается соответствующими документами.

6.7 Для помещений с нормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать как за счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха из других помещений жилой ячейки.

Вытяжную вентиляцию жилых комнат, жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь, уборных, ванных, сушильных шкафов.

Если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждением притока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притоком и удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения согласно СНиП 41-01, п. 7.1.2.

6.8 Систему вентиляции следует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой из жилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СНиП 41-01.

На воздуховодах систем общеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны, воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по СНиП 41-01, п. 7.11.1.

6.9 Отопительные приборы, трубопроводы с температурой поверхности доступных частей выше 75 °С в помещениях домов-интернатов, лестничных клетках, вестибюлях должны иметь защитные ограждения (съемные деревянные решетки) или тепловую изоляцию трубопроводов согласно СНиП 41-01, п. 4.4.3, СНиП 2.08.02, п. 3.4.

6.10 В одноэтажных зданиях домов-интернатов для детей-инвалидов с общим числом мест 100 (сооружаемых в пригородных поселках) допускается устраивать печное отопление. Топочное отверстие и печные заслонки должны обслуживаться из подсобных помещений, имеющих окна, форточки и каналы вытяжной вентиляции. При проектировании следует учитывать требования СНиП 41-01, п.

6.6.

Электротехнические устройства

6.11 В домах-интернатах следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайона.

Внутридомовые, внутри жилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоваться устройствами защитного отключения согласно ПУЭ и СанПиН 2.4.1201.

6.12 В домах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать в следующих помещениях: комнате коррекции, раздевальных, медицинской комнате, приемной изолятора, процедурном кабинете, кабинете заведующего, комнатах персонала, завхоза, в комнатах психологической разгрузки, в помещениях для физкультурных занятий, в общем рекреационном пространстве. В групповой, зале гимнастических занятий, в классах для использования технических средств обучения предусматриваются по две штепсельные розетки, в компьютерных классах - по числу устанавливаемых компьютеров.

6.13 Штепсельные розетки и выключатели для общего освещения должны находиться на высоте 1,8 м от уровня пола.

6.14 В комнатах коррекции для детей с нарушением зрения количество розеток следует предусматривать в соответствии с размещаемым оборудованием (как правило, по четыре двойные штепсельные розетки). Высота размещения -1 м от уровня пола.

6.15 В зданиях учреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения поста старшей медсестры с ближайшей пожарной частью.

Двусторонняя селекторная связь предусматривается между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза, комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши.

6.16 Проектирование систем автоматизации помещений административного и медицинского обслуживания следует выполнять в соответствии с ВСН 281, а также НПБ 104 и НПБ 110.

Иллюстрации

1 - жилые группы для детей-инвалидов с физическими недостатками, с сохранным интеллектом; 2 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом; 3 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, способных к обучению; 4 - жилые группы для детей-инвалидов умственно

отсталых, не способных к обучению; 5 - жилые группы для лежачих детейинвалидов умственно отсталых

Антропологические данные детей и высота рабочей мебели в зависимости от роста учащихся

123

138

153

169

179

В2

Н7***

55(75)

60(85)

70(95)

80(105)

-

16,5

17,5

19

21,4

22

В3

50,6

53,6

58

62

62,5

В4

32

36

40

44

48

Н5*

Н6**

54

60

66

72

78

50

50

50

50

50

В5

*В соответствии с ГОСТ 11016-93. ** В соответствии с ГОСТ 11015-93 *** Дана высота верстака столярного, в скобках - слесарного.

1 -вестибюль; приемно-карантинное отделение; 2 - жилая ячейка типа 1а; 3 - жилая ячейка типа 1б; 4 -жилая ячейка типа 1в; 5 - класс; 6 - медицинская служба; 7-помещения оздоровительной физкультуры; 8 - столовая; 9 - лечебно-трудовая мастерская (ЛТМ), мастерские трудового обучения; 10 - учебно-производственная мастерская (УПМ); 11 -помещения администрации; 12 - жилая ячейка типа 2а; 13

жилая ячейка типа 2б; 14 -жилая ячейка типа 2в; 15 - сенсорное помещение; 16

изолятор; 17 -жилая ячейка типа 2в

СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ДОМА-ИНТЕРНАТА С МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ

I - отделение для детей-инвалидов с сохранным интеллектом; II - отделение для детей умственно отсталых; III - центральная в плане группа помещений, рассчитанных на обслуживание двух самостоятельных, обособленных друг от друга отделений для детей-инвалидов с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых 1 -вестибюль с гардеробом; 2 - кабинет директора; 3 - медицинская служба; 4 спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения; 5 - блок питания; 6 приемно-карантинное отделение; 7 - изолятор; 8 - жилая ячейка типа 1в; 9 - классы; 10 -актовый зал; 11 -профессиональные мастерские; 12 - лаборантские; 13 медицинские процедурные кабинеты; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 -помещения для занятий; 16 - мастерские трудотерапии; 17 - сенсорные помещения; 18 -жилая ячейка типа 1а; 19 -жилая ячейка типа 1б; 20 - солярий; 21 -жилая ячейка типа 2а; 22 - жилая ячейка типа 2б; 23 -место для кресел-колясок; 24 - лифт; 25 административно-служебные помещения; 26 -прачечная

1 - жилые отделения (блоки); 2 - школа, профессиональные и трудовые мастерские; 3 - административно-бытовые помещения; 4 - медицинская служба; 5 - пищеблок

A. Планировочная схема жилой ячейки типа 1а для дошкольников

1 -раздевальная; 2 - игровая; 3 - столовая; 4 - буфетная с мойкой; 5 - класс; 6 комната воспитателя; 7 - санузел; 8 - комната для сушки одежды и обуви; 9 гладильная; 10 - спальная комната на 6 мест; 11 - спальная комната на 4 места; 12

кладовая демонстрационного и подсобного материала

Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 1б для подростков и старшеклассников

1 - раздевальная; 2 -спальная комната на 4 места; 3 - спальная комната на 3 места; 4 - комната воспитателя с кладовой личных вещей; 5- комната отдыха; 6 - буфетная; 7 -комната для занятий с кладовой; 8 -туалет; 9 - умывальник; 10 -комната для сушки одежды и обуви

B. Планировочная схема жилой ячейки типа 1в для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом

1 -кровать (200×90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник (60×40 см); 4 - буфет-мойка (180×60 см); 5 - каталка (225×60 см); 6- ванна (170×70 см); 7 -слив (45×50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 -комната воспитателя с кладовой для демонстрационного школьного материала; 12 -спальная комната на 8 мест А. Планировочная схема спальной комнаты на 6 мест для детей-инвалидов младших групп дошкольников;

Б. Планировочная схема обеденного места в столовой с буфетной

1 - кровать 190(200)×70 см; 2 - тумбочка 40×50 см; 3 - инвалидная коляска; 4 - шкаф комбинированный; 5 - стол 100×60 см; 6 - стул 40×40 см; 7 - стол детский обеденный 140(160)×90 см

А -четырехместная спальная комната; Б - трехместная спальная комната; В двухместная спальная комната

1 - кровать 190×70 см; 2 - диван; 3 -тумбочка 40×80 см; 4 -тумбочка 40×40 см; 5 - стол 60×100 см; 6 - стул 40×40 см; 7 - кресло 50×50 см; 8 -торшер; 9 - банкетка; 10 -инвалидная коляска; 11 комбинированный шкаф

A Планировочная схема жилой ячейки типа 2а для младшей группы детейинвалидов

1 -раздевальная; 2 -групповая-столовая; 3 - буфетная с мойкой; 4 -спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - умывальная; 7 - туалетная; 8 ванная

Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 2б для детей-инвалидов подростковой и старшей трудового обучения групп

1 -раздевальная; 2 - комната дневного пребывания; 3 - класс; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - туалетная; 7 - умывальная; 8 - ванна; 9 - шкаф для демонстрационного материала; 10 - бытовая кладовая; 11 - буфетная с мойкой

B. Планировочная схема жилой ячейки типа 2в для необучаемых, лежачих детей-инвалидов

1 - спальная комната на 8 мест; 2 -спальная комната на 6 мест; 3 - ванная со шкафом для суден; 4 - буфетная с мойкой; 5 - кровать (200×90 см); 6 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 7 -умывальник (60×40 см); 8 - каталка (224×60 см); 9 - ванна; 10 -слив; 11 - встроенный шкаф для суден; 12 шкаф для хозяйственных принадлежностей; 13 - надкроватный столик I - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 1в для лежачих детей с сохранным интеллектом

А -спальная комната; Б - комната воспитателя; В - буфетная с мойкой; Г - ванная со шкафом для суден

1 -кровать (200×90 см); 2 -встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 -умывальник; 4 - буфетная с мойкой (180×60 см); 5 - каталка; 6 ванна; 7 - слив (45×50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 -надкроватный столик; 11 - кладовая для демонстрационного школьного материала

II - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 2а для лежачих детей умственно отсталых

А -спальные комнаты на 6 и 8 чел.; Б - ванная со шкафом для суден; В - буфетная с мойкой

1 -кровать (200×90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 -каталка; 5 - ванна; 6 - слив (45×50 см); 7 встроенный шкаф для суден; 8 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 9 надкроватный столик

Планировочная схема лечебно-трудовой мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники

1 -стол монтажный; 2 - стенд испытательный; 3 -стол с вытяжкой; 4 -стол мастера; 5 - мойка; 6 - стеллаж для материалов; 7 - табурет с регулируемым сиденьем; 8 -стеллаж мастера; 9 -стол медсестры; 10 - шкаф медицинский одностворчатый; 11 -стул

Приложение А

Термины и определения

Дом-интернат для детей инвалидов, имеющих отклонение в развитии, является учреждением стационарного содержания детей с сохранным интеллектом (3-18 лет) и детей умственно отсталых (4-18 лет).

Жилое отделение -часть здания учреждения дома-интерната для детейинвалидов, состоящая из нескольких жилых ячеек, объединенных общими на отделение помещениями.

Жилая ячейка -часть жилого отделения дома-интерната для детей-инвалидов. Жилая ячейка состоит из жилых комнат -спальни, групповой комнаты для занятий и общественных помещений -санитарно-гигиенических помещений, раздевальной, хозяйственных помещений, буфетной.

Комната позиционирования -является медицинским помещением для детейинвалидов. Комната позиционирования используется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости от медицинских показаний ребенкаинвалида.

Сенсорная комната -является медицинским реабилитационным помещением для детей-инвалидов с различными физическими и умственными недостатками. Сенсорная комната предназначается для психического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов. Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемых переключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции.

Стационарные учреждения социального обслуживания детей-инвалидов учреждения, состоящие из жилых помещений для постоянного проживания в домах-интернатах детей-инвалидов с различной степенью инвалидности и комплекса служб социально-бытового и медицинского и учебно-воспитательного назначения для проживающего в учреждении контингента.

Функциональная зона -пространство для осуществления одного или нескольких схожих процессов, ограниченных какими-либо границами различных зон, характеризующихся определенными признаками.

Эргонометрические параметры -параметры человека в условиях покоя, движения или какой-либо деятельности.

Приложение Б

(Справочное)

Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернате

Таблица Б.1-Группы детей с сохранным интеллектом

Таблица Б.2 -Группы умственно отсталых детей

Приложение В

(рекомендуемое)

Площади земельных участков Таблица В.1 -Состав функциональных зон

Таблица В.2 -Площадь земельного участка

Приложение Г

(рекомендуемое)

Состав и площади помещений домов-интернатов для детей-инвалидов

Таблица Г.1 -Жилое отделение для детей с сохранным интеллектом, жилые ячейки тип 1 (а, б, в)

Раздевальная

0,1

0,1

0,1

-

0,1

0,1

0,1

-

Расчетная площадь на 1 место, м2 (или площадь помещения, м2)

А. Помещения жилых ячеек

Групповая

4

4

4

-

4,

4

-

Спальная

4

4

4

6-8

4

4

4

6-8

Санузел,

0,8

0,8

0,8

-

0,8

0,8

0,8

-

уборная, умывальная, душ

Ванная со ---

(20) на 1-2

---

(20) на 1-2 шкафом для

жил. ячеек

жил. ячеек суден

Буфетная

(Не менее 4) на жилую ячейку

(6-9) на 1-2

(Не менее 4) на жилую ячейку

(6-9) на 1-2

жил. ячеек

жил. ячеек

Кладовая

(2) на жилую ячейку

(4)

(2) на жилую ячейку

(4)

хозяйственная

Комната (4) на жилое отделение

(4) на жилое отделение хранения

уборочного инвентаря

Учебная

-

-

-

-(12-18) на 1-2 жилые ячейки

-

комната для приготовления уроков

Комната

(12) на жилое отделение

(12) на жилое отделение

воспитателя

Класс

-

-

-

-

3

3

3

-

10 Летняя веранда

1

1

1

1

1

1

1

1

Б. Общие помещения на отделение (4-5 жилых ячеек)

(12) на отделение

13 Пост дежурного персонала

14 Комната дежурной медсестры

15 Кабинет логопеда

16 Кабинет ортопеда

17 Место хранения кресел-колясок

18 Комната для хранения чистого белья

19 Помещение для гимнастических и муз. занятий и лечебной физкультуры

20 Кабинет личной гигиены для девочек

21 Комната для встреч с родителями

22 Комната персонала, при

(6) на отделение

(12-15) на отделение

(12)
на отделение
(12)
на отделение
(3)
на жилую ячейку
(12)
на отделение

-

0,2

0,2

0,2

-

-

(4) на жилое отделение

-

(24)
на отделение
(12)
на отделение

0,2

0,2

0,2

(4) на жилое отделение

которой туалетная с душевой

Таблица Г.2 -Жилое отделение для детей умственно отсталых, жилые ячейки тип 2 (а, б, в)

и муз. занятий и лечебной физкультуры

Таблица Г.3 -Помещения учебной и профессиональной подготовки и трудового обучения

Помещения

п.п.

1

Учебно-игровые комнаты для школьников и младших классов

2

Классы на 8-10 детей

I-V классы

V-IX классы

X-XI классы

3

Класс на 12 человек

4

Кабинет домоводства

5

Производственные мастерские (столярная)

Площадь помещений, м2, учебной и профессиональной подготовки в домеинтернате для детей-инвалидов

Для детей с Для детей умственносохранным отсталых

интеллектом на 1

общая общаяна 1 местоместо площадь

площадь 4

3,6

-3

3 24-30

3 3

24-30

3 3,6

36

3 -

-3

36 50

50+16 4,5

4,5

Примечания

Для разновозрастных групп

В домах-интернатах для детей с недостатками умственного развития допускается принимать количество обучающихся из расчета на 50 % детей от вместимости учреждения

19 Класс биологии живой уголок с лаборантской

20 Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов

21 Классы:

чтения

математики

счета

22 Кабинет социальнобытовой адаптации, помещение для приема гостей

23 Библиотека с книгохранилищем и читальным залом, кабинет русского и иностранного языков

24 Методический кабинет

25 Кабинет заведующего учебной частью

26 Комната учителей, мастеров, организатора работ

27 Кладовая мебели, инвентаря

54+18

21+10 36+10 36 36 36+10

60,0

-

18

54

24 54+18

54+18

72+10

120

36

18

54

24 »

»

Для средних и старших школьников (для обучаемых детей)

На отделение

28 Санитарные узлы для мальчиков и девочек

29 Учебнопроизводственные мастерские с инвентарными и подсобными помещениями:

швейная

картонажно

переплетная

столярная

ткацкая

механической сборки

электромонтажная

токарно-фрезерная

гончарная

обувная

ручных ремесел (вязания, лозоплетения и пр.)

ремонта аппаратуры и бытовой техники

По расчету

36 72

54 - -

- - 36 36 36+12+10

36+18+10

по расчету

36+12+10 72+18+10

54+18+10 54+18+10 36+18

36+18 72+18 36+18+10 36 36+12+10

36+18+10 Распределяются поэтажно

Для средних и старших школьников умственно отсталых

Таблица Г.4 -Помещения медицинского обслуживания

Помещения

п.п.

1

Кабинет заместителя директора по медицинской работе

2

Кабинет педиатра

3

Кабинет консультативного

приема с темной комнатой

4

Кабинет старшей медицинской сестры

5

Комната клинической лаборатории (анализы крови, мочи)

6

Аптечная комната

7

Стерилизационно-автоклавная с помещением хранения и выдачи стерильных материалов

8

Стоматологический кабинет

9

Кабинет психоневролога

10

Кабинет логопеда

11

Кабинет ЛФК Площадь помещений, м2, общих на отделения для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых детей при вместимости домов-интернатов, мест

100

120 200

16

18 18

15

15 15

20+8

12

12

12×2

18,0

-

8+4

10+4

12+6

12+6

14+6

16,0 15

15

15×2 18 24

36

Примечания

12 Кабинет индивидуального массажа и занятий ЛФК

13 Ингаляторий

14 Кабинет гидротерапии

15 Раздевальная

16 Водолечение:

ванный зал

раздевальная

кабинет подводного массажа

17 Кабинет светолечения

18 Кабинет электролечения

19 Подсобная комната

20 Аминозиновый кабинет с подсобным помещением

21 Кабинет озокеритопарафинолечения, горячих укутываний

22 Кабинет механотерапии

23 Кабинет электросна

18

18+2

24

30

24

28

14

14

28

28×2

14

18

18 (для детей с сохранным интеллектом)

12

12

18

10 18+6

16+6 (для детей с сохранным интеллектом)

28

18 28 По 7-8 м2 на 1 ванну в открытом помещении, одна ванна должна быть приспособлена для обслуживания детейопорников

Для детей с сохранным интеллектом

Таблица Г.5 - Состав площадей и общих помещений административнобытового назначения

Прачечная-постирочная:

центральная бельевая с текущим ремонтом белья комната хранения

одежды для списания помещение для сортировки грязного белья, в том числе:

цех приема белья стиральный цех сушильно-гладильный

цех цех разборки и

упаковки белья гардеробная персонала уборная для персонала

с умывальником в шлюзе дезинфекционное отделение, в том числе: прием и сортировка вещей грязное отделение разгрузочное отделение

18

18

20

6

6

6

48

50

55

6

6

6

14

14

17

12

12

15

6

6

8

4

4

4

3

3

3

42

44

44

6

6

8

10

10

10

15

15

15

Таблица Г.6 -Помещения столовой и производственных помещений кухни

Таблица Г.7 - Помещения культурно-массового обслуживания

Таблица Г.8 -Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях для детей*

Туалетные

21

20

-

1,5

-

1,5

дошкольных групп

Залы для 20

19

2,5 1,5

-

1,5 музыкальных и гимнастических

занятий

Прогулочные

12

-

По расчету, но не менее 20

веранды

м3 на 1 ребенка

Помещение бассейна

29

29

То же

Отапливаемые 18 15

По расчету, но не переходы

менее 20 м3 на 1 ребенка

Медицинские

23

22

2,5

1,5

-

1,5

помещения

* Использованы данные СанПиН 2.4.1.1249.

Ключевые слова: дома-интернаты для детей-инвалидов, дети с сохранным интеллектом, дети умственно отсталые, жилые и общественные помещения, лечебно-трудовые мастерские, учебно-производственные мастерские