Система нормативных документов в строительстве СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Москва 2006
Предисловие Введение 1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Общие положения 4 Участки размещения реабилитационных центров 5 Объемно-планировочные решения реабилитационных центров 6 Состав и площади помещений отделения медико-социальной реабилитации
6.2 Медико-инженерная служба 7 Состав и площади помещений отделения психолого-педагогической помощи 8 Состав и площади помещений блока размещения 9 Состав и площади помещений блока управления Приложение А
Организация реабилитационной деятельности в реабилитационных центрах для детей и подростков
Приложение Б Исходные данные для формирования детского реабилитационного центра на 100 мест (пример)
Состав и площади помещений комплекса объектов детского реабилитационного центра на 100 мест, в том числе 20 мест для родителей Приложение Г Нормативная база для проектирования Приложение Д Иллюстративный материал
1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий); ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское объединение -Центр» (АПИОЦентр)
2 ВНЕСЕН ФГУП «Институт общественных зданий»
3 СОГЛАСОВАН Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 26 апреля 2005 г. № 0100/ 481-05-31
5 ОДОБРЕН И ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. № 2621-РМ/07
6 ВВЕДЕН впервые
Свод правил СП 35-116-2006 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями» разработан по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
В существующей практике реабилитационные центры и отделения организуются на базе центров социальной помощи семье и детям, социальнореабилитационных центров, учреждений здравоохранения, детских садов и других учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эти объекты являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии до 18-летнего возраста. Причем практически все возрастные группы детей и подростков: до 1 года, дошкольный возраст (до 7 лет), младший школьный возраст (8-10 лет), средний школьный возраст (15-18 лет), имеющих ограничения возможностей здоровья, нуждаются в комплексном обслуживании.
Такое обслуживание, обеспечивающее наиболее полную и своевременную социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, детиинвалиды с различными нарушениями смогут получать в специально созданных реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями с помощью сотрудников этих центров.
В Своде правил представлены единые требования к реабилитационным центрам для детей и подростков с ограниченными возможностями. Это позволит оптимизировать объемно-планировочные решения проектируемых зданий центров и определять объемы финансирования на строительство зданий и организацию их деятельности.
Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:
Руководитель и отв. исполнитель -канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП «ИОЗ»), ответственные исполнители: канд. архит. Б.П. Анисимов (ФГУП «ИОЗ»), д-р мед. наук, профессор Н.Ф. Дементьева (ФГУП «ФЦЭРИ») при участии: канд. архит. Л.А. Смывиной (ЗАО «АПИО-Центр»), инженеров Л.В. Сигачевой и Н.И. Чернозубовой (ФГУП «ИОЗ»), педагога С.А. Новиковой (ОГУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Вишенки»», г. Смоленск).
Научный редактор - канд. архит. A.M. Гарнец.
В тексте документа использованы следующие материалы:
«Типовые требования по проектированию, размещению и оснащению реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями». Части I и
II. Разработаны ЗАО «ФЕМ». Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей. Москва, 1996;
Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249;
Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утверждено постановлением Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от
Материалы ФГУП «Институт общественных зданий» по разработке концепции, программы проектирования, генерального плана и технологической части проекта детского реабилитационного центра «Вишенки» г. Смоленска.
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
REABILITATION CENTER FOR CHILDREN AND TEENAGERS WITH LIMITED POSSIBILITIES
1.1 Настоящий Свод правил предназначен для создания полноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач по реабилитации детей-инвалидов в зданиях реабилитационных центров.
1.2 Положения Свода правил распространяются на проектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособление существующих зданий под реабилитационные центры или их отделения. Эти положения позволяют определять оптимальные объемно-планировочные решения зданий центров или их отделений, которые могут обеспечить организацию комплексной психологической, медицинской и педагогической реабилитации детей-инвалидов с различными нарушениями.
1.3 Положения настоящего документа распространяются на здания центров и отделений реабилитации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1.4 Свод правил содержит рекомендательные положения, нормы и правила. Они становятся обязательными для всех участников проектно-строительного процесса при включении их в утверждаемое задание на проектирование.
В настоящем Своде правил даны ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»;
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (с изменениями 1-5);
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»;
СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»;
СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
СанПиН 2.3.6.959-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности продовольственного сырья и пищевых продуктов».
3.1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии.
Реабилитационный центр включает необходимые элементы учебновоспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждений, «лесной школы» и временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания) и предназначен для комплексной реабилитации в возрасте от трех до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.
3.2 Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тыс. детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тыс. детей с ограниченными возможностями создается один центр.
Вместимость реабилитационного центра определяется числом мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах число коек может быть ориентировочно принято равным 20 % числа мест (пропускной способности) дневного стационара.
3.3 Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении А , а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать противопожарным требованиям, санитарногигиеническим нормам (СНиП 21-01, СанПиН 2.3.6.959, СанПиН 2.2.2/2.4.1340) и другим нормативным документам, указанным в разделе 2 «Нормативные ссылки».
3.4 В составе реабилитационного центра в соответствии с «Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями»* следует предусмотреть:
1) отделение медико-социальной реабилитации;
2) отделение психолого-педагогической помощи;
3) отделение дневного пребывания;
4) стационарное отделение; 5) административно-управленческую службу.
* Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249.
3.5 Набор необходимых исходных данных для проектирования подобного реабилитационного центра приведен в приложении Б .
3.6 Состав и площади помещений детского реабилитационного центра на 100 мест в соответствии с указанным примерным положением, а также с учетом реальной ситуации приведены в приложении В .
Исходная нормативно-методическая база для проектирования подобного учреждения приведена в приложении Г .
3.7 Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций:
-выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
-сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье;
-разработки индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;
-координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий;
-создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.
4.1 Реабилитационные центры размещают на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума (СНиП 2.07.01, СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200).
4.2 Ориентировочную (усредненную) площадь участка реабилитационного центра следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее:
4.3 Полный набор сооружений и элементов территории, которые могут размещаются на участке реабилитационного центра, приведен ниже, это:
-групповые (прогулочные) площадки;
-навесы при групповых площадках;
-физкультурно-оздоровительные площадки для подвижных игр;
-беговая дорожка (не менее 30 м);
- яма для прыжков 2´4 м;
-хозяйственная площадка.
4.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации.
Эти площадки и прогулочные зоны представляют собой рекреационные пространства, свободные для передвижений и общения детей-инвалидов различных возрастов. Они могут иметь травяное покрытие в виде газона, а также различную форму и площадь, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок, построек и зданий на территории рассматриваемого центра.
4.5 Игровые площадки могут быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для старших возрастов детей-инвалидов.
4.6 Игровые и прогулочные площадки оборудуются для проведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадками или рядом с ними необходимо разместить навесы от дождя и снега, а также предусмотреть подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря.
4.7 Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо
устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м.
4.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.
4.9 На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование:
-брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или галька или трава);
-манеж размером 2´3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;
-надувной бассейн размером 2´3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками.
4.10 Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий.
4.11 Для детей-инвалидов старше 7 лет на территории детского реабилитационного центра реально могут быть размещены различные игровые площадки сравнительно небольших размеров, что позволит обеспечить их необходимое число и достаточное разнообразие.
-площадка для мини-волейбола общим размером 8´16 м (играют от 2 до 6 детей);
-площадка для настольного тенниса размером 4,5´7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей);
-площадка для наземного бильярда размером 1,7´3,0 м, с бортами высотой 12 см и фунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);
-площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18´25 м (играют до 12 детей).
4.13 При озеленении территории детского реабилитационного центра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов, свободных для доступа детей-инвалидов, размещению декоративных растений, цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду и создавать тень для защиты детей-инвалидов от избыточного солнечного облучения.
4.14 Высокие деревья (а также молодые посадки высокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на 10-15 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях.
4.15 Вокруг площадок для занятий детей-инвалидов, пользующихся кресламиколясками, размещают полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок -не менее 3 м. Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди.
4.16 На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие.
4.17 На хозяйственной площадке размещают мусоросборники, складские постройки, гараж, конюшню и т. п.
Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытию подъезда к зданию реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки у групповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается.
5.1 Всю многообразную многофункциональную организацию реабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока (рисунок 1 приложения Д ):
1) блок реабилитации, состоящий из помещений медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи;
2) блок размещения, состоящий из помещений приемного и консультативного отделения, отделения дневного пребывания и стационара, включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение «мать и дитя»;
3) блок управления, состоящий из помещений служб управления и служб организации реабилитационной деятельности.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями целесообразно размещать в одном здании или в комплексе взаимосвязанных объектов, сосредоточенных на одном участке.
5.2 Допускается пристраивать блок помещений реабилитационного центра к торцам жилых домов при отсутствии на торцах окон жилых комнат и при соблюдении условий противопожарной безопасности.
5.3 Проектирование помещений в зданиях центра следует вести по пособиям к СНиП 2.08.02 по проектированию учреждений здравоохранения, пансионатов, по проектированию оздоровительных учреждений и учреждений отдыха. При этом
необходимо учитывать специфические требования к помещениям, в которых находятся дети-инвалиды, изложенные в соответствующих действующих документах (СНиП 2.08.02, СНиП 35-01, СП 35-101, СП 35-102, СП 35-103).
5.4 Здания реабилитационных центров проектируются, как правило, двухэтажными. Допускается проектировать здания высотой 3 этажа при наличии вертикальных средств перемещения больных детей. Высота этажа должна приниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускается принимать равной высоте этажа жилого дома.
5.5 Помещения приемно-вестибюльной группы консультативного отделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации, которые ведут прием в консультативном отделении.
5.6 Помещения врачебных кабинетов и лечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемых ожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно выделять «влажную» и «сухую» зоны, характеризующиеся различными температурно-влажностными режимами и требованиями к техническому обслуживанию.
5.7 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажного кабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать их удобную взаимосвязь.
5.8 Помещения реабилитационного центра в соответствии с требованиями СНиП 35-01, в которых могут находиться дети-инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который, при необходимости, должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.
5.9 Входы в здания следует защищать от атмосферных осадков и предусматривать перед входом площадку размером в плане не менее 1,0´2,5 м с дренажом и в зависимости от местных климатических условий - с подогревом.
5.10 Входные двери в здания, сооружения и помещения, предназначенные для пребывания детей-инвалидов, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в здания реабилитационного центра следует проектировать с тамбуром, глубина которого должна быть не менее 1,6 м.
6.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями путем следующих медико-социальных и медико-консультативных мероприятий:
-согласование и координация выполнения реабилитационных программ с лечебными учреждениями города или района;
-работа по освоению, внедрению и использованию прогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации;
-проведение медико-социального патронажа семей, имеющих детей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационным мероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно с центром реабилитации;
-проведение лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
6.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоять из двух подразделений (рисунок 2 приложения Д ):
-восстановительного лечения;
-медико-инженерной службы.
6.1.1 В подразделение восстановительного лечения включаются следующие функциональные группы помещений:
-кабинеты врачей-специалистов;
-вспомогательная служба подразделения.
Кабинеты врачей-специалистов
6.1.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяется исходя из принимаемого соотношения количества пациентов с различными нарушениями.
Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, возможно использовать одни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога, ортопедатравматолога и логопеда.
Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен быть предусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога.
Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен быть предусмотрен кабинет офтальмолога. Ориентировочные площади кабинетов различных специалистов приведены в таблице 1 . Подразделение физических методов лечения (рисунок 3 приложения Д ) Отделение лечебной физкультуры
-зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10 человек;
-кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий;
-тренажерный зал. Ориентировочные площади помещений отделения лечебной физкультуры
приведены в таблице 2 . Таблица 1
помещение врачебного приема
18
звукоизолированная кабина
18
Кабинет офтальмолога
18
Кабинет педиатра
18
Кабинет стоматолога
15
Отделение физиотерапии
-массажный кабинет;
удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3 . Отделение термогидротерапии
6.1.5 Отделение термогидротерапии формируется на базе бальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав:
-ванный зал;
-помещения для лечения движением в воде;
-душевой зал;
-сауна;
-бассейн.
Ориентировочные площади помещений отделения термогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 4 .
Таблица 2
Таблица 3
душевая установка с тамбуром-раздевальной при одновременной работе четырех массажисток
2. Кабинет электро-, светолечения
В том числе процедурная из расчета площади на 1 кушетку
Минимальная площадь процедурной на 1 кушетку
В том числе для каждого аппарата индивидуальные кабины одного из двух типов:
высота 2 м, ширина 1,8 м, длина 2 м
высота 2 м, ширина 2 м, длина 2,2 м
При кабинете электро-, светолечения изолированный бокс для подготовки лечебных процедур, хранения прокладок, приготовления растворов и т.п.
3. Кабинет озекерито-парафинолечения:
помещения для проведения лечебных процедур из расчета площади на 1 кушетку
минимальная площадь кабинета
помещение для подогрева парафина и озекерита (кухня)
8
По расчету
То же
»
4
4,4
8-10
6
12
8
Таблица 4
Помещения
1. Ванный зал
В том числе:
площадь на 1 ванну (без площади рабочего коридора)
помещение для раздевания и одевания пациентов из расчета 2 места на 1 ванну, при площади одного места
площадь прохода на каждое место (при ширине рабочего коридора со стороны окон не менее 1,2 м)
комната отдыха пациентов из расчета площади на 1 кушетку
комната обслуживающего персонала из расчета площади на одну ванну (но не менее 8 м2)
2. Помещение для лечения движением в воде
В том числе площадь ванны (при глубине ванны 0,7 м)
3. Душевой зал
В том числе кабины для душевых установок
4. Помещение для укутывания пациентов из расчета площади на 1 кушетку (но не менее 12 м2) Ориентировочная площадь, м2
По расчету
6
4
2
6
1,5
42
20
Не менее 25
1,5
6
5. Помещение для раздевания и временного хранения креселколясок
6. Помещение для процедур подводного душа-массажа шириной не менее 2,5 м2 с ванной вместимостью 400-500 л с возможностью подхода к ней с трех сторон
7. Сауна:
раздевальная
душевая
уборная
комната отдыха
камера сухого жара
помещение для хранения кресел-колясок
8. Бассейн:
помещение лечебного бассейна для занятий гидрокинезотерапией с габаритом ванны 5´4 м (глубина бассейна для детей 0,5-1,0 м с равномерным понижением)
душевые кабины при лечебных бассейнах с площадью каждой кабины
раздевальная для бассейна с полезной площадью на 1 человека
10
28
15
2,4-4
3,5
18
10
10
54
3
1,2
комната отдыха при бассейне из расчета площади на 1
2
пациента
туалеты
По расчету
помещение для персонала
15
кладовая моющих и дезинфицирующих средств
8
6.1.6 В последние годы приобретает популярность лечение нетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице 5 .
6.1.7 Ориентировочная площадь и помещения даны в таблице 6 .
6.2.1 В состав реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит из двух отделений:
отделения коррекции передвижения; отделения реабилитационной инженерии.
6.2.2 Ориентировочные площади помещений отделений медико-инженерной службы приведены в таблице 7 .
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
7.1 Подразделения психолого-педагогической помощи предназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий (рисунок 4 приложения Д ):
-определение формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органами образования);
-психолого-коррекционная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по вопросам семейного воспитания;
-организация досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковой работы, летних оздоровительных лагерей и т.п.;
-проведение профориентации и трудотерапии детей и подростков, организация профессионального обучения и организация их труда и труда членов их семей на дому.
7.2 В составе отделения психолого-педагогической помощи предусматриваются (рисунки 4 и 5 приложения Д ): служба психологической реабилитации; служба социально-педагогической реабилитации; служба социально-бытовой реабилитации; социально-культурный центр;
служба социальной защищенности. Служба психологической реабилитации
7.3 Для службы психологической реабилитации предусматриваются кабинеты психотерапии и «телефон доверия», ориентировочные площади помещений которых приведены в таблице 8 .
Таблица 8
7.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит из следующих подразделений (рисунок 5 приложение Д ):
-отделение педагогической помощи;
-специализированные классы и кабинеты;
-отделение трудотерапии и профориентации.
Ориентировочные площади помещений службы социально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9 .
7.5 Площади кабинетов специалистов следует принимать по нормативным документам по проектированию учреждений здравоохранения, где площадь кабинетов устанавливается не менее 12 м.
7.6 Площади учебных помещений проектируются по нормам домов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий с детьми-инвалидами из расчета не менее 3 м2 на одно место.
7.7 Для службы социально-бытовой реабилитации предусматриваются: кабинеты специалистов-педагогов; специализированные помещения.
Таблица 9
кабинет коррекции памяти
класс кондуктивной педагогики
сенсорная комната
кабинет игротерапии
класс музыкотерапии
изостудия
артистическая студия
класс пластики
кабинет работы с родителями
Отделение трудотерапии и профориентации:
кабинет трудотерапии (на 5 мест)
кабинет профориентации
учебный класс по профподготовке (на 6-10 человек)
производственный участок (мастерские):
слесарная мастерская
30
30
18-36
48
50
40
30
36
36
30
40
48
36
швейно-вязальная мастерская
36
картонажно-переплетная мастерская
36
склад сырья и готовой продукции
36
комната инструктора по трудотерапии
12
гончарный цех
50
мастерская лепки
30
мастерская по обработке древесины (столярная)
50
Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитации приведены в таблице 10 .
7.8 Социально-культурный центр состоит из групп помещений актового зала, библиотеки (рисунок 4 приложение Д ) и спортивного зала. Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11 .
7.9 Служба социальной защищенности включает справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству, ориентировочные площади помещений которых приведены в таблице 12 .
Таблица 10
Таблица 11
инвентарная 12
Таблица 12
-приемное отделение;
-консультативное отделение;
-отделение дневного пребывания;
-стационар: отделение круглосуточного пребывания; отделение «Мать и дитя».
8.2 Состав и ориентировочные площади помещений приемного отделения приведены в таблице 13 .
Таблица 13
выделять места для взрослых, сопровождающих детей-инвалидов, из расчета не менее 0,5 м на каждого ребенка.
8.4 Отделение дневного пребывания предназначено для реализации индивидуальной медико-социальной, психолого-социальной и социальнопедагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение рабочей недели в дневное время в условиях центра в период, установленный реабилитационной программой.
В отделении предусматривают:
-реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту (численность детей и подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десяти человек);
-организацию учебных занятий в помещении центра для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях;
-организацию питания, дневного сна, досуга, игротерапии и трудотерапии.
В отделении предусматриваются помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, игротеки, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.
-реализации программ медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационной группе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одном стационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационных групп;
-обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей и подростков, а также процессов возможного их самообслуживания;
-создания условий, приближенных к домашним.
8.6 В стационарном отделении предусматривают помещения для сна, бытового обслуживания и питания. Остальные помещения, предназначенные для обучения, игро-и трудотерапии, оказания медицинской помощи и психолого-коррекционной работы, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетом состояния их здоровья, могут предусматриваться общими для отделения дневного пребывания и стационарного отделения.
8.7 Помещения в круглосуточном стационаре для размещения и проживания детей должны иметь:
-групповые ячейки для детей дошкольного возраста;
-учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста;
-жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста.
Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольного возраста следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02 (пп. 2.1 и 2.2) и пособием к нему по проектированию детских дошкольных учреждений.
8.8 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:
8.9 Ванные комнаты следует проектировать как единое помещение, состоящее из двух зон: зоны гигиенической ванны и зоны гигиенического душа. Площадь душевой кабины, включая преддушевую, должна составлять не менее 5 м2.
8.10 Уборные необходимо размещать в едином помещении, состоящем из зон умывальной и уборной. В зоне умывальной должны размещаться детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Кабина санузла для инвалидов должна быть не менее 4 м2, а также иметь канализационный трап и гибкий шланг с душевой насадкой. Кроме того, обязательно должно быть устройство вызывной сигнализации.
9.1 Блок управления формируется из следующих групп помещений (рисунок 6 приложения Д ):
административно-управленческого персонала; служебного и хозяйственнобытового назначения;
пищеблока.
9.2 Помещения административно-управленческого персонала, а также служебного и хозяйственно-бытового назначения приведены в таблице 14 .
9.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденные залы для детей и персонала.
9.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетом организации питания в две смены. Расчетная площадь на 1 место должна составлять не менее:
Таблица 14
следует предусматривать только для самостоятельно передвигающихся детей при организации их питания в одну смену.
9.6 Помещения блока управления, не предназначенные для пребывания пациентов реабилитационного центра, должны отвечать требованиям СНиП 2.08.02 и СНиП 31-05.
Организация реабилитационной деятельности определена в «Примерном положении о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями»*.
* «Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями» утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249.
Для детей и подростков со зрительными нарушениями (для слепых и слабовидящих) должны быть предусмотрены:
-офтальмологический кабинет, оснащенный как диагностическим, так и лечебным оборудованием;
-подразделение глазного протезирования (организуемое по возможности);
-кабинет развития мобильности и ориентировки;
-оборудование для ориентировки помещений общего пользования реабилитационного центра, бытовых и жилых помещений;
-оборудование игровых комнат, помещений профподготовки и спортивных залов озвученными инструментами, игрушками и спортивными снарядами.
Для детей и подростков с нарушениями слуха и речи необходимо предусмотреть в отделении медико-социальной реабилитации кабинет ЛОР-сурдолога, а также оснащение соответствующей световой сигнализацией различных помещений реабилитационного центра.
К детям и подросткам с нарушениями психической сферы относятся лица с глубокой умственной отсталостью, требующие обучения в использовании собственных рук, ног, челюстей; с тяжелой умственной отсталостью, поддающиеся систематической обычной тренировке; со средней, то есть умеренной умственной отсталостью, обучаемые простым коммуникационным навыкам, навыкам гигиены и безопасности, простым навыкам ручного труда и с трудом поддающиеся обучению, функциональному чтению или арифметике, а также лица со слабой умственной отсталостью, которые могут приобрести практические навыки и способности к функциональному чтению и арифметике при специальном обучении. Поэтому медицинские штаты центра реабилитации должны быть укомплектованы психиатром-специалистом лечебного дела (1 специалист на 50 больных), а также квалифицированными медицинскими сестрами (не менее 2 специалистов на 50 больных). Кроме того, необходим врач психиатр-реабилитолог, осуществляющий социальную, профессиональную, психологическую адаптацию и устанавливающий социально-трудовой прогноз (не менее 1 специалиста на 50 больных).
Для работы с детьми и подростками, имеющими нарушения психической сферы, необходимо предусмотреть кабинет психотерапии и кабинет психологической разгрузки.
Для детей и подростков с поражениями опорно-двигательного аппарата (вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, отсутствия дистальных частей конечностей, то есть пальцев, кисти, стопы, в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырех конечностей, вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей, в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечностей на одной стороне, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей, а также в связи с нарушением двигательной функции одной или обеих нижних конечностей) не требуется вводить какие-либо специфические элементы в функциональную структуру реабилитационного центра. Необходимо только этот центр обеспечить в достаточном ассортименте и количестве адекватными техническими средствами реабилитации.
Ориентировочно по отношению ко всем детям и подросткам с ограниченными возможностями дети из неблагополучных семей составляют около 10 % и дети с наиболее глубокими нарушениями также около 10 %. Следовательно, для ориентировочных расчетов можно принимать средний объем размещения в стационаре круглосуточного пребывания в размере 20 %.
Исходя из средней продолжительности индивидуальных реабилитационных программ, равной 30 дням, и учитывая посещения центра в дневное время в течение рабочей недели, то есть 305 дней в году, можно принять ориентировочно оборот одной реабилитационной программы для отделения дневного пребывания равным 10,2 в год.
На основании опыта проектирования специальных учреждений и отделений, предназначенных для реабилитации детей-инвалидов и подростков с физическими и психическими нарушениями здоровья, в нашей стране и за рубежом, а также с учетом предложений специалистов детского реабилитационного центра в поселке Вишенки г. Смоленска определены следующие основные исходные данные для формирования комплекса зданий и построек этого центра на выделенной общей территории.
Центр предназначен для реабилитации детей, в том числе подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии в возрасте от 3 до 18 лет.
Общая вместимость комплекса зданий и построек формируемого реабилитационного центра составляет 100 мест. Из них 80 мест предусматривается для детей и подростков, а 20 мест - для родителей.
В среднем, ориентировочно, расчетный возрастной состав реабилитируемых детей-инвалидов принят следующий:
до 7 лет - 30 %, от 8 до 12 лет - 40 %, от 13 до 18 лет - 30 %.
Половозрастной состав условно принят: 50 % мальчиков и 50 % девочек.
Реабилитационный центр не предназначен для полностью слепых и глухих детей, которые должны лечиться в другом типе учреждения. В нем могут проходить реабилитацию только слабовидящие и слабослышащие.
Количество слабовидящих детей предусматривается 8-10 %. Доля детей в креслах-колясках принимается равной 10-15 %.
Общее штатное количество в центре составляет 200 человек. При этом в максимальную, расчетную смену предусматривается 150 человек. Из них доля женщин составляет ориентировочно 90 %, доля мужчин -10 %, то есть условно 135 женщин и 15 мужчин.
При определении площадей помещений, необходимых для проведения основной деятельности центра, оптимальное количество детей и подростков в кабинетах, классах и в помещениях для реабилитационных занятий принято равным 5-8 человек. Это количество установлено специалистами, работающими в области медико-социальной адаптации и учебно-профессиональной подготовки детейинвалидов.
Все структурные подразделения центра в своей деятельности подчиняются директору этого учреждения и должны иметь территориальную доступность. Помещения руководителей подразделений должны быть оборудованы средствами обратной связи с администрацией.
Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в детском реабилитационном центре проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательная работа с детьми и подростками в центре предусматривается в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы и степени ограниченных возможностей, возраста и уровня учебной подготовки.
(на примере дома-интерната для детей-инвалидов в пос. Вишенки Смоленской области)
№
Наименование
Площадь,
Размещение помещений
м2
п.п.
Проектируемое здание в составе комплекса объектов дома-интерната
Итого
Г - отделение лечебной физкультуры
1 Зал ЛФК для групповых занятий
2 Зал ЛФК для индивидуальных занятий
3 Раздельные раздевальные с душевой и уборной
4 Массажный кабинет
Итого
Д - отделение термогидротерапии
1 Лечебный ванный зал (3 ванны)
2 Душевой зал (на 5 кабин)
3 Помещения для подводного душа-массажа (1 ванна)
4 Бассейн: помещение с ванной 10´6 м
84
60
18
16+16
12
122
18+8
25
28
100 Разместить на 1 этаже
Ширина помещения не менее 2,5 м
II Психолого-педагогический блок
Всего
1492
Ill Блок жилых помещений
Два помещения на разных этажах
IV Блок помещений общего назначения
А - помещения администрации
А - гараж на 5 автомобилей с мастерскими
1
Стоянка на 4 автомашины
2
Ремонтный бокс-стоянка
3
Слесарная мастерская
4
Склад запчастей и инструментов
5
Гардеробная с душем и уборной
6
Автокласс на 10 учеников
7
Кабинет правил дорожного движения
120
Может быть навес для машин
55
55
12+12
18
50
С учетом обучения инвалидов-колясочников
25
Состав и площадь помещений определены и рассчитаны ФГУП «Институт общественных зданий» (исполнители: канд. архит. A.M. Гарнец, инж. Л.В. Сигачева, канд. архит. Б.П. Анисимов), в том числе с использованием научных разработок ФГУП «ФЦЭРИ» Минздрава России (д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева) и опыта эксплуатации дома-интерната для детей в пос. Вишенки (директор С.А. Новикова).
При определении состава и площадей основных групп помещений интерната
используется СНиП 2.08.02-89* «Общественные изменениями 1-5), а также данные следующих справочных материалов: | здания и сооружения» нормативных документов | (с и | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1. Для психолого-педагогического блока: | ||||||
-Справочное | пособие | по | проектированию | средних | специальных | и |
профессиональных технических учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*)
-МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные школы»;
-Пособие к МГСН 4.06-96; -МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей-инвалидов»; -Пособие к МГСН 4.05-95; -Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2000 г.); -МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты для детей-инвалидов»; -Пособие к МГСН 4.02-94. -МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».
2. Для лечебно-реабилитационного блока: -Справочное пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к
СНиП 2.08.02-89*); -МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения»; -Пособие к МГСН 4.12-97;
-МГСН 4.08-97 «Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений»; -Пособие к МГСН 4.08-97; -МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей-инвалидов»; -Пособие к МГСН 4.05-95;
3. Для определения площадей помещений столовой:
-Справочное пособие по проектированию средних специальных и профессиональных учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*);
-МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
4. Для определения площадей помещений жилого блока: -МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей-инвалидов»; -МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Ключевые слова: детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитация детей-инвалидов