Система нормативных документов в строительстве СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ СП 35-112-2005

Москва 2006

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» («Институт общественных зданий»); ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений им. Б.С. Мезенцева» («ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева»)

ВНЕСЕН Департаментом по делам ветеранов России, пожилых людей и приема населения Минтруда России

2 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН в качестве нормативного документа добровольного применения Системы нормативных документов в строительстве Госстроем России (письмо от 30 апреля 2004 г. № ЛБ-323/9)

3 УТВЕРЖДЕН приказом ФГУП ИОЗ № 12 от 10 октября 2003 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Содержание

Предисловие Введение 1 Область применения 2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Основные положения 5 Участки домов-интернатов 6 Объемно-планировочные решения 7 Функциональные требования к проектированию основных групп помещений Жилое отделение Жилая группа Жилые ячейки и жилые комнаты Помещения культурно-массового обслуживания Помещения медицинского обслуживания Лечебно-трудовые мастерские Учебно-производственные мастерские Помещения питания Помещения для гимнастики и физкультуры Административные и служебно-бытовые помещения Помещения охраны и безопасности 8 Инженерно-техническое обеспечение и оборудование Приложение А (справочное) Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящем СП Приложение Б (справочное) Термины и определения Приложение В (рекомендуемое)

Состав и площади основных групп помещений домов-интернатов

Приложение Г

Иллюстрации

Введение

Настоящий Свод правил разработан в развитие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и устанавливает положения по проектированию и строительству домов-интернатов для людей старшего возраста и инвалидов с минимально допустимым уровнем комфортности проживания, а также по проектированию домов-интернатов с улучшенным, оптимальным уровнем комфортности проживания.

В разработке настоящего Свода правил приняли участие: руководитель темы и научный редактор -канд. архит. A.M. Гарнец; ответственный исполнитель -канд. архит. Т.А. Исаева, канд. архит. Л.А. Смывина, арх. П.В. Козейкин (ФГУП «ИОЗ»); ответственный исполнитель -канд. архит. Н.Б. Мезенцева, канд. архит. Г.И. Быкова (ЗАО «ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева»), д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева (ФНП «Центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Минтруда России); компьютерная графика - инж. А.И. Цыганов.

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ

Boarding houses

Дата введения 2005-01-01

1 Область применения

Настоящий Свод правил распространяется на здания домов-интернатов для постоянного проживания ограничено трудоспособных и нетрудоспособных лиц старшего возраста и инвалидов, нуждающихся в периодической или постоянной посторонней помощи.

Положения Свода правил рекомендуется учитывать при проектировании новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при решении функциональных зон помещений домов-интернатов различного назначения.

При реконструкции или приспособлении зданий для домов-интернатов следует учитывать также требования СП 35-114.

2 Нормативные ссылки

Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в настоящем Своде правил, приведен в приложении А .

3 Термины и определения

В настоящем Своде правил использованы термины, определения которых приведены в приложении Б .

4 Основные положения

4.1 Виды домов-интернатов и контингент проживающих представлены в таблице 4.1 .

4.2. В домах-интернатах, в том числе специальных, для лиц старшего возраста и инвалидов предусматривается следующее:

-проживание;

-санитарно-гигиеническое обслуживание;

-питание;

-лечебно-трудовая терапия;

-культурно-массовое обслуживание;

-медицинское обслуживание, включая реабилитацию;

-административно-бытовое обслуживание;

-охрана безопасности проживания.

Функциональные схемы размещения отделений, различных групп помещений в домах-интернатах представлены в приложении Г (рисунки Г.1 и Г.2 ). Таблица 4.1

4.3 Вместимость домов-интернатов принимается:

-общего типа - от 50 до 200 мест; -психоневрологических - от 100 до 200 мест;

-специальных - от 50 до 100 мест;

-специального отделения при домах-интернатах общего типа - до 50 мест.

4.4. В домах-интернатах противопожарную защиту зданий следует обеспечивать в соответствии с требованиями СНиП 21-01. По функциональной пожарной опасности дома-интернаты общего типа и специальные (специальные отделения) относятся к классу Ф1, дома-интернаты психоневрологические - к классу Ф1.1.

4.5 Численность инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, от общей вместимости дома-интерната составляет 12 %.

При каждом доме-интернате следует предусматривать дополнительное помещение или место для хранения уличных кресел-колясок площадью в зависимости от вместимости учреждения, но не менее 4 м2.

4.6 Высоту жилых помещений от пола до потолка следует принимать не менее 2,7 м, общественных помещений - не менее 3 м.

4.7 В домах-интернатах должна обеспечиваться инсоляция помещений согласно СанПиН 2.1.2.1002. Длительность инсоляции в весенне-осенний период года в жилых помещениях должна быть (в период с 22 февраля по 22 октября):

-
в центральной зоне (58-48° с. ш.) - не менее 2,5 ч в день;
-
в северной зоне (севернее 58° с. ш.) - не менее 3 ч в день;
-
в южной зоне (южнее 48° с. ш.) - не менее 2 ч в день.

4.8 Нормируемые показатели естественного и искусственного освещения различных помещений следует устанавливать в соответствии с СанПиН 2.1.2.1002 (пп.5.2, 5.4). Коэффициент естественного освещения (КЕО) в жилых комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5 % в середине помещения.

В случае прерываемого режима инсоляции суммарная длительность инсоляции должна быть увеличена на 0,5 ч.

4.9. При проектировании домов-интернатов следует предусматривать обязательный минимальный уровень комфортности проживания класса «М» (минимальный уровень), при котором минимально допустимые параметры обеспечивают благоприятную среду жизнедеятельности, а также безопасность и здоровье людей, проживающих в домах-интернатах.

Состав и площади помещений, требования к проектированию зданий класса «М» представлены в таблицах В.1 - В.11 приложения В , на рисунках Г.4 - Г.8 приложения Г .

При повышенном оптимальном уровне комфортности проживания класса «О» (оптимальный уровень) состав помещений дома-интерната может быть увеличен по условиям заказчика при составлении задания на проектирование.

5 Участки домов-интернатов

5.1 Дома-интернаты размещают на селитебной территории городов и поселков городского типа на обособленных участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям.

При выборе места строительства рекомендуется предусматривать близость к больницам, социальным центрам адаптации и культовым сооружениям, а также доступность проезда к учреждениям родственников проживающих.

5.2. На территории домов-интернатов рекомендуется предусматривать зоны с площадками для отдыха, физкультуры и хозяйственного назначения, а также площадку перед входом с приближенной автостоянкой. Минимальные параметры площадей участков для условий городской застройки следует принимать согласно таблице 5.1 .

При расстановке приборов и устройств технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для лиц в креслеколяске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от проживающего -не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от пола; при фронтальном подходе -не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от пола согласно 4.15 СНиП 35-01-2001.

Таблица 5.1

и проездами

5.3 Площади участков домов-интернатов следует определять заданием на проектирование с учетом рекомендуемых показателей, приведенных в таблице 5.1 .

5.4. При строительстве нового здания дома-интерната на вновь осваиваемом участке в районах с затесненной застройкой площадь земельного участка при соответствующем обосновании может быть уменьшена, исходя из условий застройки и указаний задания на проектирование, но не более чем на 20-25 %.

5.5 Территория, предназначенная для домов-интернатов, должна иметь ограждение высотой не менее 1,6 м.

5.6. На территории земельного участка дома-интерната транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к учреждению и объектам, посещаемым инвалидами, должны иметь удобные подъезды и подходы. Остановки общественного транспорта следует увязывать с местом размещения здания домаинтерната со стороны главного входа.

5.7 Площадки для физкультуры и гимнастики необходимо предусматривать с зоной для занятий корригирующей гимнастикой из расчета 2 м2/чел., площадку тихого отдыха -из расчета 1,5 м2/чел. Указанные площадки входят в площадь участка, размеры их зависят от типа учреждения и вместимости в соответствии с таблицей 5.1 .

5.8. В составе садово-парковой зоны предусматривают дорожки для лечебной ходьбы и бега трусцой.

5.9. В психоневрологических домах-интернатах для лиц, самостоятельно передвигающихся, для занятий лечебной физкультурой следует предусматривать площадку площадью до 100 м2 в расчете на 50-70 чел.

5.10. В хозяйственной зоне предусматриваются: гараж, стоянка для автомобилей, разгрузочная площадка, площадка для сушки белья и при необходимости -котельная, овощехранилище, прачечная, склады и другие помещения.

5.11. На участке рекомендуется предусматривать зону огорода и сада с фруктово-ягодными насаждениями для проживающего контингента, площадь которой следует определять сверх нормативной площади, указанной в таблице 5.1 , ориентировочно не более чем на 15 % площади участка.

6 Объемно-планировочные решения

6.1. При проектировании зданий домов-интернатов предусматривают жилые и общественные помещения учреждений рассредоточенной (павильонной) композиции плана, которые могут располагаться в одном или нескольких зданиях.

6.2 Дома-интернаты следует проектировать, как правило, 2-3-этажными. Этажность выше 3 этажей устанавливают заданием на проектирование при соответствующих обоснованиях в соответствии с СНиП 2.08.02, СНиП 31-01-2003, СНиП 2.07.01.

В домах-интернатах высотой 2 этажа и выше следует предусматривать лифты или подъемник в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51630 и ГОСТ Р 51631, а также НПБ 250-97.

6.3 Общая площадь домов-интернатов принимается в зависимости от типа зданий, вместимости, уровня комфортности согласно таблицам В.1 - В.12 приложения В и указывается в задании на проектирование.

Схемы взаимосвязей жилых групп и отделений приведены на рисунках Г.1 и Г.2 приложения Г .

6.4 Жилая площадь в домах-интернатах для людей старшего возраста и инвалидов принимается из расчета не менее 7 м2/чел.

6.5 Этажи зданий должны иметь не менее двух эвакуационных выходов в соответствии с 6.12 * и 6.13 * СНиП 21-01.

Лестницы, пандусы и лифты, подъемники, вспомогательные средства и приспособления для передвижения людей по зданию, использование их в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и СП 35-101.

6.6 Объемно-планировочные решения домов-интернатов следует проектировать с учетом следующих требований к путям эвакуации:

-на путях эвакуации не следует применять вращающиеся двери и турникеты, винтовые лестницы;

-в жилых ячейках комнату дежурного персонала следует размещать рядом со спальными комнатами и комнатами для занятий. Такое расположение обусловлено в случае необходимости скорейшей эвакуации контингента из этих помещений с помощью дежурного персонала. В этих помещениях предусматриваются устройства автоматической пожарной сигнализации;

-на путях эвакуации дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001;

-вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также у всех переходов высотой более 0,45 м необходимо устраивать ограждения с поручнями из негорючих материалов на высоте 0,9 м.

6.7 При проектировании лестниц поручень перил с внутренней стороны должен быть непрерывным. По всей высоте лестницы на верхней поверхности поручня перил следует предусматривать рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть не менее, м: ширина 0,01, высота 0,015, высота рельефа цифры -не менее 0,002 м в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 к лестницам и пандусам.

6.8 На путях движения людей старшего возраста и инвалидов в здании следует предусматривать смежные с ними зоны отдыха и ожидания не реже чем через каждые 25 м, не менее одной на каждом этаже.

6.9 При всех наружных входах в здания домов-интернатов следует предусматривать тамбуры глубиной не менее 1,5 м и шириной 2,2 м.

Двойные тамбуры при входе следует проектировать в I и II климатических районах строительства. Если в I климатическом районе при входе в дом имеется веранда, то ее наличие учитывается как один из тамбуров в соответствии с требованиями 4.19 СП 35-102.

6.10 В жилой части здания допускается размещать обслуживающие помещения (библиотеку-читальню, комнаты для кружковых занятий, комнату медпункта) при высоте помещений, равной высоте жилых помещений.

Высоту помещений зрительного зала, лечебно-трудовых и учебнопроизводственных мастерских, а также помещений столовой следует принимать не менее 3 м в соответствии с СНиП 2.08.02.

При вместимости дома-интерната до 40 мест высоту обеденного и зрительного залов допускается принимать равной высоте жилых помещений.

6.11 В домах-интернатах специальных, общего типа со специальными отделениями при входе в здание в вестибюльной группе помещений следует предусматривать комнаты вахтера-охранника и пост милиции, рисунок Г.3 приложения Г .

6.12 Состав и площади помещений домов-интернатов следует принимать согласно приложению В настоящего СП.

6.13 Глубина жилых комнат не должна превышать 6 м. Ширина жилых помещений для нуждающихся в посторонней помощи и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, а также процедурных помещений должна быть не менее 3,4 м. Пропорции сторон глубины к ширине в жилых комнатах рекомендуется принимать при соотношении сторон комнаты 2:1.

6.14 Ширина пути движения внутри здания (в коридорах, помещениях, галереях) в чистоте должна быть не менее:

-
при движении кресла-коляски в одном направлении - 1,5 м;
-
при встречном движении - 1,8 м.

Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 м.

Ширина балконов и лоджий должна быть, как правило, не менее 1,4 м в свету.

Ширину коридора или перехода в другое здание следует принимать не менее 2 м.

Подходы к различному оборудованию и мебели должны быть не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° -не менее 1,2 м в соответствии с требованиями 3.18 СНиП 35-01-2001.

6.15 В I и II климатических районах рекомендуется предусматривать в домахинтернатах при жилых комнатах лоджии и балконы глубиной не менее 1,4 м. При этом разница отметок пола жилого помещения и балкона (лоджии) не должна превышать 0,02 м в соответствии с требованиями 5.38 СП 35-102.

При решении балконов и лоджий следует учитывать местные условия и при необходимости предусматривать на летних помещениях ветрозащитные (возможно

-трансформируемые) стенки-экраны и солнцезащиту в виде штор, козырьков и др.

Примечание -В психоневрологических домах-интернатах допускается проектировать остекленную лоджию общего пользования на жилую группу из расчета 0,5 м2/чел.

6.16 Столовую, лечебно-трудовые мастерские (далее -ЛТМ) и учебнопроизводственные мастерские (далее -УПМ) рекомендуется размещать в отдельных блоках.

6.17 В помещении мастерской при размещении оборудования рядом со столом мастера следует предусматривать стол медсестры для наблюдения и оказания в случае необходимости медицинской помощи занимающимся трудотерапией людям старшего возраста или инвалидам.

6.18 При учебно-производственных мастерских следует предусматривать кладовые для хранения материалов и кладовые готовых изделий. Состав и площади помещений УПМ представлены в таблице В.9 приложения В и на рисунке Г.14 приложения Г .

6.19 Учебно-производственные мастерские, их вместимость и количество следует определять в соответствии с заданием на проектирование с учетом требований к условиям организации труда на рабочих местах СП 35-104, приложение В.

6.20 Санитарные узлы для людей старшего возраста и инвалидов рекомендуется проектировать совмещенными либо раздельными. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, как правило, применяются совмещенные санузлы, оборудованные унитазом, умывальником и ванной или душем. Рекомендуются к применению сидячие ванны или полибаны с местом для сидения, ванны с открывающимися боковыми дверцами и т.п.

Для того, чтобы уменьшить число перемещений, рекомендуется в уборных на стене рядом с унитазом помещать гибкий шланг с душевой сеткой.

Площади санитарных узлов приведены в таблицах В.3 - В.5 приложения В данного документа и СП 35-102.

6.21 Для психоневрологических больных, не способных к передвижению, предусматриваются санузлы с местом для каталки, со встроенным шкафом для суден. Набор оборудования санузлов следует принимать в соответствии с таблицей В.5 приложения В .

6.22 В уборных общего пользования необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех. Размеры универсальной кабины в плане принимаются не менее: ширина -1,65 м, глубина -1,8 м. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей в соответствии с

3.67 СНиП 35-01-2001.

7 Функциональные требования к проектированию основных групп помещений

7.1 Дома-интернаты включают отделения, группы помещений жилого, обслуживающего и хозяйственного назначения.

Состав и площади основных групп помещений домов-интернатов приведены в таблицах В.1 - В.12 приложения В .

7.2 В домах-интернатах состав помещений вестибюльной группы помещений следует проектировать в соответствии с таблицей В.1 приложения В .

7.3 Для зданий любой вместимости предусматриваются приемно-карантинные отделения, состав, площади и количество помещений которых принимаются по заданию на проектирование в соответствии с таблицей В.2 приложения В . Приемное и карантинное отделения рекомендуется размещать на первом этаже здания дома-интерната.

Необходимость устройства централизованных приемно-карантинных отделений определяется заданием на проектирование.

Жилое отделение

7.4 Жилые отделения домов-интернатов общего типа со специальными отделениями формируются из жилых групп помещений, однородных жилых ячеек, помещений охраны и безопасности, коммуникационных и общественных помещений. Жилые отделения и жилые группы проектируются непроходными. Специальные отделения должны быть разграничены с общими отделениями коммуникационным пространством - коридорами.

Жилая группа

7.5 Жилые группы помещений должны быть специализированными по физическому состоянию проживающих: для лиц, свободно передвигающихся, передвигающихся с трудом, способных к частичному самообслуживанию, нуждающихся в посторонней помощи, передвигающихся на креслах-колясках и нуждающихся в постельном режиме. Жилые группы проектируются в соответствии с таблицами В.3 - В.5 приложения В .

7.6 Из вспомогательных помещений в жилой группе следует предусматривать: помещения для хранения носилок (каталки), санитарную комнату и помещение для хранения чистого белья, кухню самообслуживания, буфетную комнату, комнату отдыха, помещение для уборочного инвентаря, кладовую грязного белья с местом для разборки, комнату для персонала, комнату бытового обслуживания, площади которых приведены в таблицах В.3 - В.5 приложения В .

Примечание -В составе персонала предусмотрен дежурный, в обязанности которого входит также организация скорейшей эвакуации проживающих при пожаре.

7.7 Набор жилых комнат по вместимости, а также их соотношение в жилых группах и отделениях уточняются при составлении задания на проектирование.

Жилые ячейки и жилые комнаты

7.8 Типы жилых ячеек представлены на рисунках Г.4 - Г.8 приложения Г , состав и площади помещен-ий жилых ячеек приведены в таблицах В.3 - В.5 приложения В .

При проектировании жилых комнат и жилых ячеек следует учитывать функциональные требования, обусловленные потребностями однородного (по возрасту и физическому состоянию) контингента. В домах-интернатах общего типа и специальных отделениях (специальных домах-интернатах) жилые ячейки ЖЯ-1, ЖЯ-2, ЖЯ-3 предусматриваются с жилыми комнатами на 1-2 чел., рассчитанными для свободно передвигающихся, способных к самообслуживанию. Эта категория лиц питается в основном в столовой. Для контингента, передвигающегося с трудом и на креслах-колясках, проектируют жилые ячейки ЖЯ-4 с жилыми комнатами на 2-3 места. При жилых ячейках предусматриваются буфетная и кухня-раздаточная, в которую из столовой доставляется готовая пища для лиц, передвигающихся с трудом.

7.9 В психоневрологических домах-интернатах для жилых групп предусматривают жилые ячейки ЖЯ-5 с жилыми комнатами на 4 места, рассчитанными на лиц, способных к частичному самообслуживанию и нуждающихся в реабилитации, лица этой категории в основном питаются в столовой.

Жилые ячейки ЖЯ-6 проектируют с жилыми комнатами на 4-6 мест, рассчитанными на лиц, нуждающихся в посторонней помощи и постельном режиме. Эта категория лиц питается в жилых комнатах. Состав и площадь помещений жилой ячейки ЖЯ-6 представлены в таблице В.5 приложения В .

При ванной комнате в жилой группе с жилыми ячейками для нуждающихся в постельном режиме и колясочников (ЖЯ-6) рекомендуется размещать хозяйственную кладовую для грязного белья.

7.10 Площадь жилых комнат для проживающих, способных к частичному самообслуживанию или нуждающихся в посторонней помощи, следует принимать по таблице В.4 приложения В независимо от их физического состояния.

7.11 Жилые комнаты для людей старшего возраста, передвигающихся на креслах-колясках, следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих свободный подъезд человека в кресле-коляске к любой точке помещения, к оборудованию помещения при минимальной ширине зоны маневрирования кресла-коляски не менее 1,3 м согласно СП 35-102.

7.12 Жилые комнаты рекомендуется оборудовать встроенными шкафами для одежды, обуви, белья и личных вещей, а передние -вешалками для уличной одежды. Встроенные шкафы возможно размещать в передних при наличии индивидуальных замков согласно таблицам В.3 - В.5 приложения В .

7.13 Для лиц, свободно передвигающихся и способных к частичному самообслуживанию, предусматривают жилые ячейки ЖЯ-1 и ЖЯ-3 с совмещенными санузлами в соответствии с 5.30 СП 35-102. Для лиц, передвигающихся с трудом, предусматривают жилые ячейки ЖЯ-4. В жилых ячейках этого типа проживающие пользуются санузлом с помощью младшего медицинского персонала. Для удобства наблюдения за проживающими шлюзпередняя не предусматривается.

7.14 Для лиц с психоневрологическими заболеваниями предусматривают жилые ячейки ЖЯ-5 и ЖЯ-6. Санитарные узлы в этих жилых ячейках по сравнению с ячейками ЖЯ-1 и ЖЯ-4 проектируют большей площади и с расширенным составом оборудования, приведенным в таблице В.5 приложения В .

Передние в жилых ячейках следует принимать площадью не менее 4 м2 при минимальной ширине 1,5 м.

Помещения культурно-массового обслуживания

7.15 Состав и площади помещений культурно-массового назначения представлены в таблице В.6 приложения В и на рисунках Г.9 - Г.13 приложения Г .

7.16 Зрительный зал проектируют, как правило, с амфитеатром. Уклон амфитеатра устанавливается исходя из условий видимости сцены.

Требования к проектированию параметров зрительного зала и киноэкранов должны соответствовать требованиям СНиП 2.08.02-89* (приложение 6).

7.17 В зрительном зале предусматривают места для инвалидов на креслахколясках из расчета 10-12 % и для лиц с психоневрологическими заболеваниями 5-10 %. Состав и площади зрительного зала представлены в таблице В.6 приложения В и на рисунке Г.10 приложения Г .

7.18 Число мест в зрительном зале необходимо принимать в процентном соотношении от вместимости учреждения:

-в домах-интернатах общего типа со специальными отделениями или без них -в расчете на 80 % лиц, способных к самостоятельному передвижению, и на 20 % лиц, передвигающихся с трудом, а также передвигающихся на креслах-колясках;

-в психоневрологических домах-интернатах -в расчете на 100 % лиц, способных к частичному самообслуживанию. Площадь зала принимается, как правило, из расчета 1,2 м2/место, а для лиц, использующих кресла-коляски, -1,8 м2/место.

7.19 В зрительных залах должны быть установлены неподвижно прикрепленные к полу полумягкие кресла с неоткидными сиденьями. Для людей с физическими недостатками число мест в ряду должно быть: при односторонней эвакуации из ряда -не более 12, при двусторонней эвакуации -не более 25, ширина прохода между рядами - не менее 0,55 м.

Для лиц, передвигающихся в креслах-колясках, следует предусматривать свободные площадки перед эстрадой или в конце зала и дополнительный проем выезд из зала - шириной не менее 1,6 м.

7.20 Артистические комнаты при зрительном зале допускается проектировать без естественного освещения.

7.21 Зрительный зал можно объединять с фойе в единое пространство (при проведении крупных мероприятий). Тип трансформируемой перегородки между зрительным залом и фойе устанавливается заданием на проектирование.

7.22 Зал религиозных обрядов следует проектировать единым на здание в соответствии с таблицей В.6 приложения В и рисунком Г.13 приложения Г (см. СП 31-103).

7.23 При оптимальном уровне комфортности проживания класса «О» в составе помещений для культурно-массового обслуживания можно дополнительно предусматривать картинную галерею, зимний сад и др.

Помещения медицинского обслуживания

7.24 В зданиях домов-интернатов вместимостью 50 мест и более в составе медицинских помещений предусматривают кабинет фельдшера, в зданиях вместимостью 100-200 мест -кабинет врача вместо кабинета фельдшера в соответствии с таблицей В.7 приложения В .

Лечебно-трудовые мастерские

7.25 Число и профиль ЛТМ определяют заданием на проектирование в соответствии с таблицей В.8 приложения В и рисунком Г.15 приложения Г . Комнату мастера следует размещать вблизи мастерской соответствующего профиля.

Лечебно-трудовые мастерские и учебно-производственные мастерские следует размещать на одном этаже, соблюдая требования СНиП 21-01-97*, или размещать в отдельных корпусах, соединенных с основным зданием теплым переходом. В мастерских, которыми могут пользоваться инвалиды на креслах-колясках, ширину основного прохода, а также расстояние между рабочими местами следует принимать 1,5-2 м.

7.26 В психоневрологическом доме-интернате помещения лечебно-трудовых мастерских необходимо проектировать в соответствии с требованиями СП 35-104.

Состав, площади и профиль таких мастерских и помещений для них следует определять заданием на проектирование.

7.27 Проектировать оборудование индивидуальных рабочих мест или мест обслуживания следует с учетом размеров зоны досягаемости на рабочей поверхности стола для обеих рук в диапазоне от 0,25 м (от контактной кромки) по глубине и 0,7 м по фронту до 0,7 м по глубине и 1,7 м по фронту в зависимости от удаленности и наклона туловища в соответствии с требованиями 5.12 СП 35-101.

Учебно-производственные мастерские

7.28 Учебно-производственные мастерские в учреждениях рассчитываются на лиц, находящихся под наблюдением врача, свободно-передвигающихся и колясочников, способных к трудовому и профессиональному обучению и желающих заняться посильной работой по своей профессии или приобрести новую профессию. Ориентировочный состав и площади помещений УПМ представлены в таблице В.9 приложения В . Планировочная схема картонажной мастерской приведена на рисунке Г.14 приложения Г .

Помещения питания

7.29 В домах-интернатах проектируют столовые, рассчитанные в целом на учреждение. Для учреждений вместимостью до 100 мест рекомендуется подвоз пищи в термосах в жилые комнаты или буфетные. Буфетные с кухней-раздаточной рассчитывают на жилые группы, в которые из кухни-столовой в буфетные доставляют готовые обеды.

Столовая работает на сырье и полуфабрикатах. Состав и площади помещений столовой представлены в таблице В.10 приложения В . Обеденный зал столовой предусматривается для свободно передвигающихся лиц, передвигающихся с трудом и контингента, передвигающегося на креслах-колясках (рисунок Г.17 приложения Г , см. также СанПиН 2.3.6.1079).

Состав и площади помещений столовой рекомендуется принимать по таблице В.10 приложения В .

7.30 Число мест в обеденном зале следует принимать из расчета односменного обслуживания лиц, свободно передвигающихся и передвигающихся на креслахколясках:

-
в домах-интернатах общего типа - 90 % списочного состава;
-
в психоневрологических домах-интернатах - 80 % списочного состава.

Обслуживание должно осуществляться официантами.

7.31 Число мест в буфетных для лиц, передвигающихся с трудом, временно заболевших, следует принимать из расчета одновременного обслуживания ориентировочно:

-в домах-интернатах общего типа со специальными отделениями (специальные дома-интернаты) для лиц, не способных к частичному самообслуживанию, - 10%;

-в психоневрологических домах-интернатах для лиц, не способных к частичному самообслуживанию, нуждающихся в постельном режиме, - 20 %.

Доставка пищи из кухни-столовой на этажи, где расположены буфетные жилых отделений, производится с помощью подъемников.

7.32 При размещении столовой отдельно от здания дома-интерната при входе в столовую следует предусматривать вестибюль с гардеробом, уборной и умывальником (для мужчин и женщин).

7.33 Площадь обеденного зала следует принимать на одно место в зале не менее, м2: при самообслуживании -1,8 м2 и 1,4 м2 -при обслуживании официантами в соответствии с 2.29 СНиП 2.08.02.

В специализированных учреждениях площадь залов принимается по заданию на проектирование.

Помещения для гимнастики и физкультуры

7.34 В домах-интернатах для людей старшего возраста и инвалидов следует предусматривать гимнастические помещения для корригирующих упражнений и физкультурных занятий. Для лиц, практически здоровых и свободно передвигающихся, рекомендуется проектировать многоцелевой спортзал.

В интернатах вместимостью до 200 мест помещение для гимнастики устраивается с посменными занятиями. Состав и площади помещений представлены в таблице В.1 приложения В и на рисунке Г.16 приложения Г .

Физкультурный зал проектируют в соответствии с таблицей В.1 приложения В по заданию на проектирование.

Административные и служебно-бытовые помещения

7.35 Административные и служебно-бытовые, а также хозяйственные помещения рекомендуется проектировать согласно таблицам В.1 , В.11 , В.12 приложения В .

7.36 Прачечная, стирально-разборочная, прачечная для самообслуживания при доме-интернате допускаются в том случае, когда отсутствует возможность стирки белья в прачечной населенного пункта.

Производительность прачечной при доме-интернате следует принимать из расчета стирки 1,0 кг сухого белья в сутки на одного проживающего, передвигающегося с трудом и нуждающегося в посторонней помощи, пользующегося креслом-коляской, и 0,5 кг -для остальных категорий проживающих.

Площадь прачечных, а также площадь кладовых для чистого и грязного белья следует принимать согласно таблицам В.1 и В.12 приложения В .

7.37 Хозяйственные помещения (центральная бельевая, кладовая, складские помещения, блок дезинфекционных камер, прачечная, кладовые инвентаря) следует определять в соответствии с таблицами В.1 , В.12 приложения В и заданием на проектирование по расчету, исходя из общей вместимости учреждения и местных условий.

Помещения охраны и безопасности

7.38 Пост милиции следует функционально связывать с изолятором для нарушителей порядка, с вестибюльной группой помещений. Число мест в изоляторе устанавливают по заданию на проектирование в соответствии с таблицей В.1 приложения В .

8 Инженерно-техническое обеспечение и оборудование

8.1 Регулирование инженерно-технического обеспечения и инженерного оборудования следует осуществлять из единого диспетчерского пункта. Диспетчерское инженерное регулирование предусматривается при вместимости учреждения 200 мест и более.

8.2 Внутренний водопровод и канализацию домов-интернатов следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01. В жилых ячейках при установке кранов умывальников и душевых необходимо предусматривать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С.

8.3 В домах-интернатах следует предусматривать вентиляцию с естественным побуждением в соответствии со СНиП 41-01. Расход наружного воздуха в жилых помещениях и помещениях общественного и административного назначения следует принимать согласно СНиП 41-01, таблица М.1.

8.4 При использовании звуковой сигнализации места для инвалидов с дефектами слуха в общественных помещениях, аудиториях, зрительном зале следует размещать на расстоянии не более 10 м от источника звука или оборудовать специальными переносными приборами усиления звука.

Требования к необходимой звуковой, световой, тактильной информации, устанавливаемой в помещениях, следует предусматривать в соответствии с 3.51,

3.57 СНиП 35-01.

8.5 Надежность электроснабжения электроприемников (кроме устройств противопожарной защиты) должна соответствовать II степени в соответствии с требованиями СП 31-110.

8.6 Жилые комнаты, помещения отдыха и общественные помещения с постоянным пребыванием людей, а также пост милиции, мастерские учебнопроизводственные, лечебно-трудовые и помещения администрации следует радиофицировать.

8.7 Телефоны устанавливают в кабинетах врачей, старшей медсестры, на посту старшей медсестры, в кабинете директора и заместителя директора по хозяйственной части, в помещении поста милиции, бухгалтерии. Телефоныавтоматы следует устанавливать в вестибюле и на каждом этаже учреждения.

8.8 В домах-интернатах на 100 мест и более следует предусматривать внутреннее устройство телефонной связи в зависимости от возможности местной телефонной сети. Телефоны с выходом в городскую сеть должны размещаться в кабинете директора и в вестибюле. Перечень других помещений, в которых устанавливают телефоны, определяется заданием на проектирование.

8.9 Коллективный прием телевидения следует предусматривать в жилых комнатах, комнатах отдыха, зрительном зале, фойе в домах-интернатах общего типа и специальных домах-интернатах. В специальных домах-интернатах и домахинтернатах общего типа со специальными отделениями устанавливают телевизоры в помещении поста милиции.

В психоневрологических домах-интернатах установку телевизоров следует предусматривать в комнатах отдыха, в одной из комнат кружковых занятий и в зрительном зале.

8.10 Аварийное (безопасности и эвакуационное) освещение устраивают в соответствии с требованиями СП 31-110-2003.

Для аварийной звуковой сигнализации следует применять приборы, обеспечивающие уровень звука не менее 15 дБА в течение 30 с, при превышении максимального уровня звука в помещении на 5 дБА -согласно 3.55 СНиП 35-01, НПБ 88-2001*.

Аварийное освещение должно выполняться в помещениях вестибюля, гардероба, постов охраны, пожарного поста, аппаратной управления, звукоаппаратной, телефонной станции (СНиП 23-05).

8.11 Эвакуационное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, где возможно пребывание не менее 50 чел., а также на всех лестницах, проходах и других путях эвакуации согласно СП 31-110.

8.12 Для вызова дежурного персонала следует предусматривать сигнализацию (звуковую или световую). Одну кнопку вызова устанавливают у изголовья каждой кровати в жилой комнате, а также в комнатах отдыха, обеденном и зрительном залах, лечебно-трудовых и учебно-производственных мастерских, уборных и ванных комнатах. В психоневрологических домах-интернатах одна кнопка вызова предусматривается на каждую жилую комнату, обеденный и зрительный залы, лечебно-трудовую мастерскую, общие санузлы и вестибюли. Сигналы вызова должны поступать в помещение дежурного персонала.

Приложение А (справочное)

Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящем СП

СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация здании

СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения

СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений
СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные
СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование
СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов
СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий
СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения
СП 35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам
СП 35-104-2001 Здания и помещения с местами труда для инвалидов
СП 35-114-2003 Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей
НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования

НПБ 250-97 Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования

ГОСТ Р 51630-2000 Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности

ГОСТ Р 51631-2000 Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов

СанПиН 2.1.2.1002-00 Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям

СанПиН 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям общественного питания, изготовлению и

оборотоспособности в них пищевых продуктов и

продовольственного сырья

Приложение Б (справочное)

Термины и определения

Дом-интернат общего типа -учреждение, предназначенное для стационарного проживания лиц старшего возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной и медицинской помощи.

Дом-интернат психоневрологический -учреждение, предназначенное для стационарного проживания лиц старшего возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной и психологической поддержке, психиатрической помощи и в соответствующем медицинском уходе.

Дом-интернат специальный (специальное отделение) -учреждение, предназначенное для лиц старшего возраста и инвалидов 18 лет и старше, вышедших из мест заключения и нарушителей общественного порядка из общих отделений. Учреждение включает помещения, аналогичные интернату общего типа, также помещения охраны и безопасности, изолятор для нарушителей порядка, кабинеты нарколога и психолога.

Жилое отделение -функциональный элемент, состоящий из жилых групп (от 2 до 4) и общественных помещений в составе отделения.

Жилая группа -элемент жилого отделения, включающий в свой состав однородные жилые ячейки, коммуникационные и общественные помещения внутригруппового пользования (вместимость жилой группы до 20 чел.). Жилые группы, рассчитанные для различных категорий проживающих, называются комплексными (в отличие от однородных жилых групп).

Жилая ячейка -функциональный элемент дома-интерната, состоящий из жилых и подсобных комнат для заселения определенного числа проживающих (от 2 до 6 чел.) в зависимости от типа учреждений.

Комната социально-бытовой адаптации -помещение для оказания психологической помощи лицам, оказавшимся в затрудненных жизненных ситуациях с полной или частичной потерей трудоспособности, и возвращение их к обычным социальным условиям общества.

Лица старшего возраста -женщины 55 лет и старше и мужчины 60 лет и старше.

Функциональная зона -пространство, характеризующееся определенными общими признаками, связанными с какой-либо деятельностью, например зона у стола, зона проезда на кресле-коляске по коридору и т.д.

Приложение В (рекомендуемое)

Состав и площади основных групп помещений домов-интернатов

Таблица В.1 -Общая группа помещений для домов-интернатов

Таблица В.2 -Приемно-карантинное отделение*

Таблица В.3 -Состав и площади помещений жилых ячеек для лиц, свободно передвигающихся, практически здоровых, в домах-интернатах общего типа, специальных домах-интернатах (специальных отделениях)*

1. Жилая ячейка типа

По заданию на ЖЯ-1:

проектирование

жилая комната на 1 чел.

14,6

Деревянная кровать, прикроватная тумбочка, стол, 2 стула, кресло, торшер

то же, на 2 чел.

16,0

2 деревянные кровати, 2 прикроватные тумбочки, стол, 3 стула, торшер

прихожая

Не менее

Вешалка для одежды, зеркало, 4

электрохолодильник

совмещенный санузел

4,5 Унитаз, умывальник, душевой поддон или напольный душ, откидная скамейка, полотенцесушитель, зеркало с полочкой, поручни, кронштейн для одежды и полотенец, корзина для мусора. Обеспечить возможность установки ванны

встроенный шкаф для

0,6

Одно отделение оборудуется полкой для одежды, белья, обуви и

головных уборов и штангой для одежды, личных вещей с двумя

другое - полками для белья. Размер шкафа отделениями

60x100 см

лоджия

Раскладушка, навесной столик, крючки для натягивания веревки для сушки мелких личных вещей (на уровне перил)

лоджия

1 м2/чел.

То же

Общие помещения на 3-4 жилые ячейки
  1. Комната дежурной медсестры (процедурная)
  2. Комната сестры-хозяйки
  3. Гостиная - комната отдыха
  4. Кухня-буфетная
  5. Моечная с местами для:

а) мытья и стерилизации суден, мытья и сушки клеенок

б) хранения предметов уборки

в) сортировки, заполаскивания особо грязного белья, сушки и временного хранения грязного белья 1

1

1

Одна на жилую группу

Одна на 2-3 жилые группы 12

10

8-12

Не менее 12

8

3

5 Кушетка, стол медсестры, шкаф для хранения медикаментов

Стол, стул, шкаф для хранения белья

Кресла с высокими сиденьями и подлокотниками, подставки для ног, стол, журнальный столик, телевизор, столподставка под телевизор

Электроплита, мойка, рабочий стол, навесной шкаф-полка, холодильник, электросамовар, ведро для отходов, обеденный стол, 4 стула

Установка для мойки суден, слив больничный, мойка для клеенок, стол производственный, ванна керамическая, умывальник, зеркало с полочкой, вешалка для полотенец, шкаф для суден, тележка

Таблица В.4 -Состав и площади помещений жилых ячеек для лиц, передвигающихся с трудом, нуждающихся в посторонней помощи, пользующихся креслами-колясками, в домах-интернатах общего типа, специальных домах-интернатах (специальных отделениях)*

передвигающихся на креслахколясках

  1. Кухня-раздаточная
  2. Ванная с раздевальной
  3. Душевые кабины с местами для

14

12

3,0 раздевания

10. Санитарная комната с местами для

15

мойки суден и клеенок, временного хранения грязного белья, заполаскивания и сушки особо грязного белья, хранения уборочного инвентаря

11. Помещение для бытовых нужд с

12

местами для стирки и сушки мелких вещей, сушки одежды и обуви, хранения уборочного инвентаря

  1. Кладовая чистого белья
  2. Санитарный узел для персонала:

2

уборная, с умывальником 3

душ 2,5

14. Комната для глажения белья и

6 одежды

15. Кабина гигиенического душа с

7 местом для раздевания

16. Клизменная 8

14

14

12

12

6,0

6,0

16

16

12

12

4

2

3

3

2,5

2,5

6

8

7

7

8

8

Таблица В.5 -Состав и площади помещений жилых ячеек для лиц, свободно передвигающихся, нуждающихся в реабилитации, передвигающихся с трудом, нуждающихся в посторонней помощи, передвигающихся на креслах-колясках, в психоневрологических домах-интернатах*

совмещенный санузел, унитаз, биде (или -писсуар), слив, ванна, два умывальника, стеллаж для суден, ванна для дезобработки и мытья клеенок

встроенный шкаф для хранения белья,

0,6 одежды, личных вещей (м2/чел)

буфетная

-

кухня-раздаточная

-

2. Жилая ячейка типа ЖЯ-6:

жилые комнаты на 4 чел.

-

то же, на 6 чел.

-

прихожая

-

совмещенный санузел, унитаз, биде (или -писсуар), слив, ванна, два умывальника, стеллаж для суден, ванна для дезобработки и мытья клеенок

встроенный шкаф для хранения белья,

-одежды, личных вещей (м2/чел)

буфетная

-

кухня-раздаточная

-

-

18

0,6

0,6

4

4

8

8

34,0

34,0

42,0

42,0

6,0

6,0

18,0

18,0

0,6

0,6

4,0

4,0

8,0

12,0

Общие помещения на 4-6 жилых групп

8. Комната для кружковых занятий

18

18

-

3. Кабинет врача-психиатра

12,0

12,0

12,0

4. Комната дежурной медсестры

12,0

12,0

12,0

(процедурная)

5. Гостиная

18

18

18

6. Процедурная аминозиновая с

18

18

18

подготовительной

7. Комната персонала

10

10

10

9. Комнаты для занятий трудом

-

38+12

-ориентировочно на 8-10 чел. и для инструктора

10. Комната сестры-хозяйки

10

10

10

11. Помещения для глажения белья и

6

6

6

одежды

12. Санитарные узлы (мужской и

12

12

12 женский) для персонала: уборная (1 кабина), душ (1 кабина)

13. Клизменная

8

8

8

Таблица В.6 -Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания*

Таблица В.7 -Состав и площади помещений медицинского обслуживания* (дом-интернат общего типа; специальный дом-интернат (специальное отделение); дом-интернат психоневрологический)

Помещения

50

100

200

16

16

18

-

12

12

-

12+8

12+8

-

18

18

-

-

14

12

-

-

28

66

82

18

18

18

-

-

12+6

18

18

36

1. Кабинеты врачей и медсестер

Кабинет заведующего медпунктом, главного врача

Кабинет зам. главврача, врача-терапевта

Кабинет старшей медсестры и врачей-консультантов (ло

ринголога, офтальмолога)

Стоматологический кабинет

Кабинет медсестры или фельдшера

Итого:

2. Процедурная и перевязочная

Процедурная с местом для гинекологического кресла

Перевязочная

Итого:

3. Кабинеты физиотерапии

Кабинет электро-светолечения с помещением для

обработки прокладок

Кабинет теплолечения с вспомогательными помещениями

Сенсорная комната

Итого:

4. Изолятор

Палаты с санузлом

Буфет-пост

Итого:

5. Помещение ритуального назначения

Траурный зал

Уборная для персонала

Итого:

6. Аптечные помещения

Помещение для хранения и выдачи лекарственных средств

12+8

12+8

-

12

32,0

2x14

4

32

36

1,8

37,8

6 12+8

12+8

18

58,0

2x14

4

32

48

1,8

49,8

10 -

-

20,0

14

-

14

-

-

-

4

Ассистентская

Кладовая для хранения легковоспламеняющихся жидкостей

Итого:

7. Лаборатория

Помещение с кабиной для приема проб на анализ

Кабина для взятия на анализ проб крови (лаборантская)

Препараторская

Автоклавная-стерилизационная

Итого:

8. Помещение медицинского персонала

Комната отдыха

Уборные

Итого:

9. Помещения ЛФК

8

-

12

-

-

12

-

12

-

1,8

1,8 8

-

14

-

10

14

10

34

8

1,8

9,8 10

2

22

4+6

10

14

12

46

10

1,8

11,8

Таблица В.8 -Состав и площади лечебно-трудовых мастерских*

ремонт аппаратуры

4,5

45

60

домоводства

4,5

45

60

живописи**

6,0

60

60-70

Таблица В.9 -Состав и площади учебно-производственных помещений*

Расчетная

площадь,

м2/место

4,5

4,5

6,0

-

-

-

-

-

-

-

Помещения

1. Учебно-производственная мастерская (1-3 вида, как пример):

швейная, электромонтажная, обувная

мастерские ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники

картонажно-переплетная, столярная, ткацкая, токарно-фрезерная, гончарная)*

2. Кладовая материалов

    1. Кладовая готовой продукции
    2. 4. Инструментальная
    1. Помещение для персонала (умывальник в шлюзе)
      1. Общий санузел
      2. Комната мастера
      3. Методический кабинет

Площадь помещений, м2

в учреждениях

в учреждениях

вместимостью

вместимостью

до 100 мест

свыше 100 мест

45,0

60,0

45,0

60,0

60,0

72,0

8,0

16,0

8,0

16,0

12

25

8

10

3x2

3x2

12

12

20

25

Таблица В.10 - Площади столовой домов-интернатов*

Таблица В.11 -Состав административных и служебно-бытовых помещений домов-интернатов*

3. Парикмахерская с местом или помещением для

-

14

16

педикюра

Кабинет заместителя директора

12

12

Кабинет инженерно-технического персонала

12

14

14

Канцелярия, отдел кадров, бухгалтерия, касса

12

18

24

Архив медицинский

4

6

6

Комната общественных организаций

12

Гардеробные, уборные и душевые персонала

12

16

18

Итого:

52

88

114

2. Комнаты для ночлега гостей с передней и санузлами

14

14

16

(унитаз, умывальник, душ)

4. Комната и кладовая сестры-хозяйки

8+7

10+10

10+12

5. Уборная при вестибюле для посетителей на один

3

3

6

унитаз с умывальником в шлюзе

Всего:

84

139

174

* Использованы данные «Программы задания на разработку типовых и индивидуальных проектов домов-интернатов для людей старшего возраста, инвалидов, ветеранов труда производственных объединений, психоневрологических интернатов», приложение 4 (обязательное) и МГСН 4.03, приложение 5 (справочное).

Таблица В.12 -Состав и площади хозяйственных помещений домовинтернатов*

Помещения

Центральные кладовые

Кладовая чистого белья с местом для починки

Швейная мастерская

Кладовая грязного белья

Кладовая сезонной одежды и обуви

Кладовая личных вещей

Кладовая инвентаря и мебели

Склад хозяйственный

Кладовая садово-огородного инвентаря

Итого:

Помещение дезинфекционных камер

Площадь помещений, м2, при вместимости учреждения, место

50 100 200

12 16 16

12 12 12

6 8 10

18 24 28

18 24 32

18 24 26

18 24 36

8 10 12

110 142 172

16 19 19

Приложение Г

Иллюстрации

Схема взаимосвязей жилых групп и отделений

1 -жилая группа для свободно передвигающихся лиц, практически здоровых; 2 - жилая группа для лиц, передвигающихся с трудом; 3 - жилая группа для лиц, передвигающихся на креслахколясках

Рисунок Г.1

Схема взаимосвязей жилых групп и отделений

Психоневрологический дом-интернат

1 - жилая группа для лиц, передвигающихся с трудом, способных к частичному самообслуживанию; 2 -жилая группа для лиц, нуждающихся в посторонней помощи и постельном режиме, передвигающихся на креслах-колясках

Рисунок Г.2

Помещение охраны и безопасности

I. Пост охранника-вахтера:

1 - стойка; 2 - стол с телефоном и настольной сигнализацией; 3 - пожарная сигнализация; 4 - топчан для отдыха дежурного; 5 -стул; 6 -шкаф;

II. Пост милиции:

1 -стол с телефоном и настольной сигнализацией; 2 -стул; 3 - топчан; 4 - тумбочка; -^ 5 решетчатая перегородка с дверью

Рисунок Г.3

Жилая комната

Планировочные схемы комнат жилых ячеек ЖЯ-1 и ЖЯ-3 для лиц, свободно передвигающихся

1 -кровать; 2 - тумбочка; 3 - стол; 4 - стул; 5 - кресло; 6 - тумбочка для телевизора; 7 -подвесной шкаф; 8 - торшер; 9 - диван

Рисунок Г.4

Жилая комната

Планировочные схемы комнат жилых ячеек ЖЯ-4 для 2- и 3-местных жилых комнат

1 -кровать; 2 - тумбочка; 3, 6 -стол; 4 - стул; 5 - шкаф для одежды; 7 - креслоколяска; 8 -диван

Рисунок Г.5

Помещения жилой ячейки

Планировочная схема жилой ячейки ЖЯ-5

1 - кровать общебольничная; 2 - столик надкроватный; 3 - тумбочка прикроватная; 4 - кресло для отдыха; 5- кресло-судно передвижное; 6 - кресло-коляска; 7 - стул; 8 -стол; 9 - шкаф для одежды; 10

-вешалка для одежды

Рисунок Г.6

Жилая комната

Планировочная схема жилых комнат на 4 и 6 человек в жилых ячейках ЖЯ-6 для психотроников

1 - кровать; 2 -тумбочка; 3 - стол; 4 - стул; 5 - комбинированный шкаф

А - четырехместная жилая комната; Б - шестиместная жилая комната; В - зона размещения кровати для лиц, способных к частичному самообслуживанию и передвигающихся по дому и прилегающему участку; Г - зона размещения кровати для немощных лиц, передвигающихся в

пределах жилой комнаты

Рисунок Г.7

Жилые ячейки

Рисунок Г.8

Помещения для клубных занятий

Помещение библиотеки с открытым доступом к книгам и питательным залам

1 -шкаф для открытого хранения книг; 2 -стол для занятий; 2а -стол для занятий инвалидаколясочника; 3 -стул; 4 -стол библиотекаря; 5 -стол журнальный; б -стенд-витрина настенная; 7 кресло-коляска; 8 -шкаф для закрытого хранения книг; 9 -закрытое книгохранилище (на 2 тыс. книг); 10 - стол с каталожным шкафом

Рисунок Г.9

Зрительные залы

Варианты размещения мест в зрительном зале

1 - сцена; 2 - места для ходячих зрителей; 3 - места размещения инвалидов на кресле-коляске; 4 пандус

Рисунок Г.10

Помещения для клубных занятий

Помещение для приема гостей на 10 и 20 посадочных мест

1 -стол обеденный; 1а - стол резервный; 2 - стул; 3 - кресло-коляска; 4 - комбинированная стенка; 5 - холодильник; 6 - мойка; 7 -плита; 8 - буфет кухонный; 9 - сервировочная стойка; 10 разделочный стол; 11 -табурет

* Место для танцев может быть использовано для дополнительного размещения 10 посадочных мест.

Рисунок Г.11

Помещения для клубных занятий

Помещения для музыкальных занятий

1 -стул; 2 -пюпитр; 2а -специальный пюпитр для инвалида на кресле-коляске; 3 -подиум для руководителя; 4 - пианино; 5 - табурет винтовой; 6 -шкаф для музыкальных инструментов и нот; 7 инвалидное кресло-коляска; 8 - запасной эвакуационный выход

Рисунок Г.12

Помещение для религиозных обрядов

Пример планировки зала для молитвенных собраний с подсобными помещениями

1 - помещение для религиозных обрядов; 2-зона священнослужителя; 3 -служебная ниша; 4 сейф; 5- комната (келья) для священнослужителя; 6 - санузел при комнате отдыха священнослужителя (рукомойник, унитаз, душевой поддон); 7 -кладовая; 8 -прихожая с вешалкой

Рисунок Г.13

Учебно-производственные мастерские

Планировочная схема картонажной мастерской

1 - стол рабочий; 2 - табурет с регулируемым сиденьем; 3 -проволочно-швейный аппарат; 4 клееварка; 5 - стол мастера; 6 - стул; 7 - мойка; 8 -инвалидная коляска; 9 - эвакуационный выход; 10

-стеллаж мастера

А -мастерская; Б- комната мастера; В - уборная для инвалида; Г- кладовая материалов; Д кладовая готовой продукции; Е- общая уборная; Ж- коридор

Примечание - Рабочие помещения оборудуются в зависимости от вида производства; кладовые оборудуются стеллажами; комната мастера оборудуется столом, стульями, стеллажами.

Рисунок Г.14

Помещения для лечебно-трудовых мастерских

Планировочная схема мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники

1 - стол монтажный; 2- стенд испытательный; 3 - стол с вытяжкой; 4 - стол мастера; 5 - мойка; 6 стеллаж для материалов; 7 - табурет с регулируемым сиденьем; 8 - стеллаж мастера; 9 - стол медсестры; 10 -шкаф медицинский одностворчатый; 11 -стул; 12-кресло-коляска

Рисунок Г.15

Помещения для занятий гимнастикой и физкультурой

1 - гимнастическая стенка; 2 - гимнастический станок-поручень с зеркалом; 3 - место для тренера; 4 - пианино; 5 -скамья; 6 - вешалка

А -раздевальная; Б - санузел; 6 - санузел с учетом пользования инвалидом на кресле-коляске; Гдушевая с учетом пользования инвалидом на кресле-коляске; Л - спортивный зал; E- комната тренера; Ж -комната для хранения спортинвентаря

Рисунок Г.16

Места для питания

1 - стол обеденный 160x90; 2 - стул; 3 - инвалидное кресло-коляска

Рисунок Г.17

Ключевые слова: дома-интернаты общего типа, специальные, психоневрологические, жилая ячейка, жилая группа, жилое отделение, обслуживающие помещения, функциональные зоны