В Нижегородском Кремле 30 ноября 2011 года прошли открытые депутатские слушания по теме: «Качество градостроительной среды».
Слушания провел председатель комитета Заксобрания по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Олег Шавин (фракция «Единая Россия»).
В мероприятии приняли участие депутаты регионального парламента, представители областного правительства, Нижегородского отделения Союза архитекторов России, Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, архитекторы и строители.
Участники слушаний обсудили вопросы законодательного обеспечения в процессе создания благоприятной градостроительной среды в Нижегородской области. Также на совещании будут подняты проблемы развития комплексной жилой застройки, включая жилье экономического класса, совершенствования транспортной инфраструктуры, а также перспективы градостроительного развития.
Я был включён в список выступающих и озвучил проблемы маломобильных туристов, внёс предложения в проект рекомендаций по итогам слушаний.
К вопросу о приёме в Нижнем Новгороде маломобильных туристов
Хотелось бы поднять тему размещения и передвижения по городу маломобильных иностранцев.
Туристов и главное болельщиков предстоящего в 2018 году чемпионата по футболу.
Есть Закон Нижегородской области от 5 марта 2009 г. N 21-3 "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области"
Есть Распоряжение Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2010 г. N 2730-р "О дополнительных мерах по обеспечению доступности социально значимых объектов для маломобильных граждан на территории Нижегородской области"
Правительство области обязало органы исполнительной власти Нижегородской области и рекомендовало органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области обеспечить при проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта социально значимых объектов, финансируемых из средств областного и муниципальных бюджетов, включение государственными и муниципальными заказчиками в состав проектно-сметной документации перечня мероприятий по обеспечению доступа к ним инвалидов
А норм обязательных для строителей нет, и требований к ним по обязательному выполнению существующих норм похоже нет…
Туристы – не инвалиды с точки зрения российского законодательства. У них справки розовой нет. И на машинах у них не желтые значки инвалид, а в лучшем случае синие, именные.
И на российские нормы доступности они не ориентируются.
Они привыкли к евро-нормам. Причём это не благие пожелания.
Наряду с наличием стадиона и гостиниц принимающая сторона ОБЯЗАНА обеспечить болельщикам возможность свободного перемещения по городу. В том числе и маломобильным болельщикам. Невыполнение этого требования может привести к нежелательному результату. Причём речь как о архитектурной так и о информвцтонной доступности, включая элементы доступности официальных сайтов, имеющих прямое отношение к приёму и размещению зарубежных гостей города.
Отдельно хочется напомнить, что инвалиды и маломобильные – это не только колясочники, мамы с колясками, пожилые туристы с тростями и костылями. Туристы с нарушением зрения и тотально незрячие, с нарушением слуха, речи и тотально неслышащие и о чём совсем редко вспоминают – люди очень маленького роста, 1.10 – 1.20.
Согласно МКБ-10 нужно бы учесть
Нарушение функций опоры и движения
Нарушение функций дыхания ( Про вентиляцию и аллергиков кто ни будь хоть раз вспомнит? )
Нарушение функций зрения
Нарушение функций кровообращения ( Это к вопросу оборудования медпункта )
Нарушение функций пищеварения ( Это о буфете и безглютеновой диете )
Нарушение функций эндокринной системы ( Это о диабете и опять о буфете )
Нарушение функций речи и слуха
Прочие стойкие функциональные нарушения
Это всё необходимо учитывать при подготовке города к приёму гостей.
Конкретно:
- Архитектурная доступность для маломобильных туристов ворот города, включая Нижнее-Волжскую набережную. Архитектурная и информационная доступность туристических маршрутов, включая места посадки-высадки маломобильных туристов из автобусов. Тротуары и общественные здания – пандус, это не два швеллера. Запасной пожарный выход – это не железная лестница без перил. Есть СП, есть Законы. См. ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Ими и нужно руководствоваться. О таких «мелочах», как правильно смонтированные перила, широкие двери, открывающиеся в нужную сторону на входе и внутри здания, отсутствии препятствий ввиде турникетов, мусорных урн и осветительных приборов я уж и не вспоминаю.
- Надземные пешеходные переходы - по всей России их строят с лифтами и повсюду лифты сломаны, зима, вандалы, экономия на лифтёрах. – лифты должны быть дублированы пологими пандусами с перилами, а для этого в планах строительства должно быть достаточно свободного места вокруг переходов. См. ФЗ № 782 «Технический регламент о безопасности лифтов».
- Остановки общественного транспорта - либо маленькие карманы делают и низкопольный автобус физически не может подъехать, либо безразмерные и инвалид с бабушкой не знает где стоять, чтоб в автобус нужный успеть сесть. См. ОДМ 218.2.007-2011 «Методические рекомендации по проектированию элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения» и справочник «Город равных возможностей: доступная пешеходная инфраструктура» http://www.bezgraniz.com/blog/enin/ тел.: 8-926-459-36-22 или e-mail: yenind@gmail.com.
- Объявление остановок, включая маршрутки. В Томске в рамках программы «Социальный глонасс» в транспорт поставили автоинформаторы. По сигналу со спутника объявляют остановки голосом и бегущей строкой, как у нас в 1-м трамвае, и водитель не отвлекается, и незрячие инвалиды слышат когда выходить.
- С учётом евро-туристов всё это придется дублировать английским.
- Тактильная разметка для слепых - в Москве просто ужас как её кладут. Есть ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Есть международный опыт, в первую очередь Японии и Китая. Есть где посмотреть то… А пока создавая доступность для колясочников и убирав к примеру с Покровки бордюл мы лишили ориентира незрячих, не дав им взамен ничего.
- Про лужи - это тоже сегмент доступности. Отсутствие лисневой канализации плохо, но присутствие неправильно спроектированной – тоже не слишком приятно.
- Телефоны-автоматы – в Москве ставят БЕСПЛАТНЫЕ и с пандусом. По такому и ребёнок и инвалид сможет быстро позвонить в милицию или МЧС. Тут вам и раскрываемость краж сотовых и детская безопасность…
- Ну и извините, про сортиры естессно. в Москве сейчас ставят синие кабинки большие, для колясочников. Еще в советские времена были закреплены нормы порядка одно отхожее место на 5 тысяч жителей, и туалеты строили по пути следования колонн демонстрантов. Демонстрации ушли, туристы пришли – пора возобновлять строительство круглогодичных сортиров, синие кабинки в мороз не работают… см. МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы" о нормативных требованиях по проектированию размещения общественных туалетов на территории города" и МосМР 2.1.2.007-03. Методические рекомендации по размещению, устройству и эксплуатации общественных туалетов в г. Москве Кстати, туристам маленького роста нужны не поручни и большие кабинки, как колясочникам. Им вполне достаточно деткого низенького унитаза. На таком и детям безопаснее.
Т.е. главное - КОМПЛЕКСНЫЙ подход. Не столько индивидуальный – сколько универсальный и комплексный.
Я понимаю, что сделать город полностью доступным ВСЕМ жителям невозможно. Поэтому не устаю напоминать закреплённые в подписанной Президентом Медведевым Конвенции о правах инвалидов понятия:
Статья 2 Определения
"разумное приспособление" означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;
"универсальный дизайн" означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. "Универсальный дизайн" не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.
Болельщики уедут, а дороги по евро-нормам нам останутся !