|
Я спросил у Яндекса...
Совет дня: Вы можете увеличить размер шрифта удерживая Ctrl и вращая колесо мыши
Сколько запросов о версии сайта для слабовидящих поступает от русскоязычных посетителей?
Результат оказался неожиданным. Летом 2016 года - более 39 000
запросов в месяц с явным упоминанием версии сайта для слабовидящих. Без учёта запросов о доступности сайта (непонятно, речь о доступности как возможности понять информацию, либо о возможности открыть сайт на конкретном устройстве в конкретное время). Без учёта запросов о сайтах для слепых и слабовидящих (непонятно искали существующие сайты или интересовались требованиями). Без запросов accessibility, поскольку в них часто речь о любой доступности, включая архитектурную. Да и не любят наши пользователи импортные термины по аглицки писать. С учётом последующих уточняющих запросов реально количество запрошающих видимо не превышает половины, но и это много! Несколько лет назад количество сайтов, созданных с учётом требований accessibility измерялось несколькими сотнями, а теперь количество запросов по теме измеряется десятками тысяч в месяц :)
сумма |
смысл запроса о версии сайта для слабовидящих |
20662 |
общие запросы о версии для слабовидящих |
10976 |
запросы о технической реализации в конкретных cms |
2064 |
запросы, в которых упоминались элементы cms без уточнения конкретных версий |
2789 |
запросы, в которых упоминались элементы html кода страницы |
1027 |
запросы о внешнем оформлении версии для слабовидящих, как сделать кнопку, иконку и т.д. |
1933 |
запросы о нормативных документах, регламентирующих версии сайта для слабовидящих. |
112 |
запросы вида "как отключить версию для слабовидящих". Например "как отключить режим для слабовидящих" или "как убрать версию для слабовидящих". |
Выводы поверхностны, но интересны :)
- Запросы есть и значит есть спрос.
- Почти 2000 запросов в месяц о нормативах, т.е. около 5% от общего количества - непонятно, много это или мало. То ли все знают нормативы, то ли считают достаточным наличие хоть какой то версии для слабовидящих... Авторы этой группы запросов часто интересуются: обязательна ли версия сайта для слабовидящих. И видимо следом ищут "требования к версии сайта для слабовидящих" или "гост требования доступности для инвалидов по зрению".
А многие ищут приказ или даже "закон версии сайта слабовидящих" (видимо прокуратура уже нашла нарушения прав граждан с ограниченными возможностями, в частности, инвалидов по зрению на беспрепятственный доступ к информации согласно 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ")
Ответ, кстати, не очевиден. С правовой точки зрения ГОСТ в России носит лишь рекомендательный характер, а конкретные технические особенности прописаны совсем в других нормативных документах. Например требование: Тег, обрамляющий ссылку на версию официального сайта для слабовидящих, должен содержать специальный атрибут itemprop="Copy" упоминается в Письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. N 07-675 О направлении для использования в деятельности образовательной организации Методических рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования). Но как доказать, что требование доступности выполнено? Видимо поэтому и стараются хотя бы внешне выполнить требование ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», забывая или игнорируя другие нормативы и других пользователей сайта, имеющих проблемы мелкой моторикой рук, памятью, пониманием терминов, скоростью доступа, ограничениями трафика и т.д.
- Запросов о cms почти в 5 раз больше, чем запросов о самостоятельном внесении изменений в код сайта. Вторую группу запросов отличает упоминание элементов html кода или технологий (ищут javascript jquery css php или просто скрипт для слабовидящих). С большим отрывом превалируют упоминания бесплатных CMS и плагинов. Ищут плагин, шаблон, модуль, расширение, виджет - т.е. авторы запроса ещё не знают, КАК технически реализовать версию для слабовидящих. Радует, что понимают необходимость альтернативной версии оформления, а не отдельной версии всего сайта.
- Больше 1000 запросов в месяц о визуальном оформлении версии для слабовидящих и гиперссылки на неё. Спрашивают, как сделать кнопку для слабовидящих, или значок или глаз или иконку. Это тоже важно - единый подход не устоялся...
- Из 2882 запроса про ucoz 951 задан с русским написанием "юкос" или "укоз" - почти 34% . Не любят английский язык пользователи укоза :)
- Из 941 запроса про wordpress 206 задано с русским написанием "вордпресс" - чуть больше 20% .
- Из 5178 запроса про joomla 433 задано с русским написанием "джумла" - менее 10% . Вроде и слово сложное, а пишут по аглицки. Интересные выводы о выборе CMS в зависимости от уровня знаний английского языка можно сделать.
- Запросы вида "как отключить режим для слабовидящих" или "как убрать версию для слабовидящих" довольно показательны. Выяснилась, что в некоторых случаях для этого необходимо нажать ссылку дважды. Т.е. в погоне за формальным выполнением требований Accessibility забывают о Usability. Грустно...
Бонусом добавлю распределение запросов по конкретным CMS. Разница в частоте запросов может быть связана не только с популярностью той или иной CMS вообще, но и с популярностью конкретных CMS в государственных, муниципальных, образовательных сайтах.
сумма |
CMS |
5178 |
joomla |
2882 |
ucoz |
941 |
wordpress |
436 |
jimdo |
422 |
wix |
374 |
bitrix |
325 |
drupal |
155 |
modx |
85 |
dle |
68 |
website x5 |
22 |
netcat |
17 |
bootstrap |
16 |
umi |
9 |
maxsite |
9 |
made simple |
8 |
amiro |
К этому числу можно отнести ещё 2064 запроса, в которых упоминались элементы cms без уточнения конкретных версий.
О конкретных названиях шаблонов, модулей, расширений и виджетов версии для слабовидящих планирую писать по мере знакомства с ними. Продолжение следует...
|
|